Четверг, 28.03.2024, 18:52 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Прошлое

Главная » Файлы » История Мерянии

Мерянские волхвы древней Руси
31.05.2010, 16:29

Картинка 14 из 78

Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году. 

Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом:

"Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху лучьшие жены, глаголюща, яко си жита держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя; она же в мечте прорезавше за плечем, выимаста либо жито, либо рыбу, и убивашета многы жены, именья их отимашета собе. И придоста на Белоозеро и бе у нее людий не 300. В се же время приключися прити от Святослава дань емлющу Яневи, сыну Вышатину; поведаша ему Белозерци, яко два кудесника избила уже многы жены по Вользе и по Шексне, и пришла еста семо. Ян же испытав: "чья еста смерда?" и уведев, яко своего князя, послав к ним, еже около ею суть, рече им: "выдайте волхва та семо, яко смерда еста моего князя".

Они же сего не послушаша. Ян же поиде сам, без оружья, и реша ему отроци его: "не ходи без оружья, осоромять тя", он же повелел взяти оружья отроком, и беста 12 отроков с ним и поиде к ним по лесу. Они же ставши исполчищася противу, Яневи же идущю с топорцем, выступиша от них десять муж, придоша к Яневи рекуще ему: "вида идеши на смерть, не ходи", оному повелеши обити я, к прочим же поиде".

Далее летописец говорит, что Ян спросил двух волхвов:

"что ради погубиста столько человек?" Она же рекшема: "яко ти держать обилье, да аще истребив сих будет гобино, аще ли хощеши, то перед тобою вынемеве жито, ли рыбу, ли ино что". Ян же рече: "поистине лжа то: створил Бог человека на земле, сставлен костьми и жилами от крове, несть в нем ничего же; и не весть ничто же, но токмо един Бог весть". Она же рекоста: "ве веве како есть человек створен". Он же рече: "како?" Она же рекоста: "Бог мывся в мовници и вспотився, отерься ветхом и верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу" 

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/belletristika/pavel_melnikov/melnikov_41-099.jpg
Мельников – Печерский, Павел Иванович (1818-1883)

Принято считать, что эти волхвы  славянские языческие священники. А были ли они ими в действительности?

По мнению П. И. Мельникова – Печерского, русского этнографа-беллетриста и писателя 19 века, автора этнографических записок «Очерки Мордвы», волхвы, пришедшие из Ярославля в Ростовскую область и на Белоозеро, принадлежали, к финскому племени. В Ростовской земле, близ Ростова и Ярославля жили Меря, племя одного происхождения с современной Эрзей живущей в республике Мордовия, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской областях, и судя по всему имевшее одинаковые с ней религиозные языческие обряды. 


Художник Сергей Васильевич Иванов. Князь Глеб убивает Волхва.

Нестеровы волхвы о создании человека рассказывают так же, как рассказывала, некрещеная Эрзя в Нижегородской и Симбирской губерниях в 19 веке. В летописи фигурируют два волхва, к Яну Вышатичу выступают десять мужей, по-видимому, ближайших их советников - всего двенадцать человек, обыкновенное число прислужников Эрзянских возатей (языческих жрецов). Возатя и его двенадцать помощников у Эрзян избирались из самых почетных стариков волости перед каждым волостным моляном (языческим молением). Как вы увидите далее по тексту, Эрзянский языческий обряд обрезывания тесемок на голых женских плечах, пришедший в 19 век из глубокой древности, вполне может объяснить темное место летописи о «вырезывании волхвами у женщин из плечь хлеба и разных съестных припасов»

Наш современник, выдающийся русский историк, профессор Игорь Фроянов анализируя то же сообщение «Повести временных лет» от 1071 года о походе на Белоозеро киевского боярина Яна Вышатича, отмечает, что киевский боярин прежде, чем казнить волхвов, выяснил у них религиозную суть их мировоззрения, оказавшуюся верой в двуединое, божественное и дьявольское происхождение человека распространённое у всех финно-угорских народов Поволжья. -

по тексту: "Бог мывся в мовници и вспотився, отерься ветхом и верже с небесе на землю; и распреся Сотона с Богом, кому в нем створити человека. И створи дьявол человека, а Бог душю в не вложи; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу". 


Чипаз-Чампаз, он же Инешкипаз-Творец Света и Мира, и Идемевса - Шайтан, являющийся воплощением тёмных сил Зла. 

Ответ волхва почти один в один повторяет языческий миф сотворения человека у Эрзян:

"Терюхане и некоторые Эрдзяды Нижегородской и Симбирской губерний рассказывают о создании человека так: "Человека вздумал сотворить Шайтан. Для того он собрал глины, песку и земли от семидесяти семи стран света и слепил из них тело человека. Но, сделав тело, никак не мог привести его в благообразный вид: то слепит свиньей, то слепит собакой, то гадом каким-нибудь, а Шайтану хотелось сотворить его по образу и по подобию Божью. И позвал Шайтан птичку-мышь и сказал ей: "Лети ты на небо, там у Чам-Паса(Создателя) полотенце висит; когда он в баню ходит, тем полотенцем обтирается; висит оно у него на гвоздике; заберись ты в один конец полотенца, свей гнездо, разведи детей, чтоб один конец того полотенца стал тяжелей и упал бы ко мне на землю". 

Птичка-мышь послушалась Шайтана, свила гнездо в конце Чам-Пасова полотенца, развела мышат, от тяжести их полотенце и упало на землю. Шайтан тотчас подхватил его, обтер им слепленного человека, и он получил образ и подобие Божье. После того Шайтан стал оживлять человека, но никак не мог вложить в него живую душу. Бился-бился он и уже хотел было разрушить свое создание, но Чам-Пас сказал: "Убирайся ты, проклятый Шайтан, в пропасть огненную, я и без тебя сотворю человека". А Шайтан отвечал: "Я хоть подле постою, когда ты будешь класть в него живую душу; ведь я его работал, и на мою долю из человека что-нибудь надобно дать, а то, как хочешь, братец Чам-Пас, будет мне обидно, а тебе нечестно". Спорили Чам-Пас с Шайтаном, спорили, наконец Чам-Пасу надоело. "Слушай, Шайтан, - сказал он: - давай делить человека: образ и подобие от моего полотенца, и душа моя, потому что я ее вдунул, a тело будет твое". 

Шайтан поспорил-поспорил, но должен был согласиться, потому что Чам-Пас невпример сильнее его. Оттого, когда человек умирает, душа с образом и подобием Божьим идет в небеса к Чам-Пасу, а тело, лишаясь души, теряет и подобие Божье, гниет, разваливается и идет в землю на добычу Шайтану. А птичку-мышь Чам-Пас наказал за то, что она послушалась Шайтана, летала на небо и свила гнездо в Божьем полотенце. Зато Чам-Пас отнял у ней крылья и приставил ей голый хвост, такой же, как у Шайтана, и дал такие же лапы, как у него.""


Вирява (Вирь-ава) — Эрзянская богиня, хозяйка леса.

В связи с выше сказанным представляет интерес описание приготовления к Эрзянскому «Велень-молян», - общественному богослужению в честь всех богов Эрзянских, совершаемому преимущественно в летнее время, по случаю общественных бедствий, например, моровой язвы, неурожая, голода и т.п. в 19 веке. Оно имеется в «Очерках Мордвы» Мельникова-Печерского.

Описание основано на информации нижегородского архиепископа Иакова, записками священника села Сивухи, сведениями о быте и преданиях Эрзи, доставленными из разных мест Императорскому Русскому Географическому Обществу, следственным делом о Кузьке-Боге и некоторыми другими следственными делами. 

В преддверии моляна "велень-атятня", то есть Эрзянские старшины всех деревень волости, посоветовавшись между собой, отправляются в числе пяти или шести человек к прявту (Прявт значит "голова". Прявт не был жрецом и не приносил жертв, не возглашал молитв, но был старшим из предстоявших на моляне. Ему первому подавали кусок жертвенного мяса, ему подавался первый ковш жертвенного пива, он собирал людей на молян) и просят назначить день общего моления в керемети (священной роще). В ходе общего совета старшин и прявта обсуждается, сколько надо собрать денег, хлеба, меду и прочих припасов для совершения богослужения, и кому быть возатей. После совета начинается сбор. 

Обряд сбора на молян нужных для жертвоприношения припасов весьма замечателен. Этим обрядом, как было уже сказано, может быть подтверждена принадлежность волхвов Несторовой летописи к племени Меря. 

Сборщики приезжают в деревню. Они останавливаются с возом у околицы, и отправляются из дома в дом. Янбед пять раз тычет жертвенным ножом в ворота, оставляемые незапертыми, и потом растворяет их настежь. Потом париндяит с янбедом идут прямо к камню карко-сярко, в который янбед тычет пять раз жертвенным ножом, а париндяит ставит на него священную парку дном вверх. Совершив этот обряд, оба идут в сени,. янбед тычет пять раз жертвенным ножом в дверь избы и отворяет ее.

Когда янбед тычет ножом в ворота, он читает следующую молитву: "Чам-Пас, Нишки-Пас, Свет-Верешки-Пас, Анге-Патяй-Пас, Матушка Пресвятая Богородица, помилуй Васяй (имя хозяина), помилуй Машкась (имя хозяйки)". Тыча в камень карко-сярко, говорит: "Чам-Пас, Назаром-Пас, Кардас-сярко-oзаис, помилуй Васяй, помилуй Машкась". Тыча в дверь избы, обращается с такою же мольбой к Чам-Пасу, Волцы-Пасу и Юртова-oзаису, то есть домовому богу, или собственно богу избы. Обращения к тем или другим божествам, впрочем, изменялись, смотря по тому, по какому поводу совершался молян и каким божествам предположено было приносить на нем жертву.


Федот Васильевич Сычков. Девушка.

Когда янбед отворял избу, в ней горел штатол (восковая свеча) на шестке печи, перед которою стоял стол с мешками и мешочками. Перед ним становились замужние женщины семьи, задом к дверям; плечи и грудь у них по пояс были обнажены. Девушки стояли подле них также задом к двери, но не были обнажены. 

Париндяит с янбедом, войдя в избу, останавливались у самой двери, один - держа, палку, другой - жертвенный нож, и громко читали молитву Чам-Пасу, Анге-Патяй и Юртова-oзаису. Тогда старшая замужняя женщина брала обеими руками за тесемки мешок с мукой, закидывала его через голову назад на голые свои плечи и, не оглядываясь, ибо не должно было женщинам видеть в лицо сборщиков, пятилась задом к дверям. Когда таким образом она подходила к сборщикам, париндяит подставлял к спине её священную парку, а янбед, взяв в одну руку мешок, другою рукой пять раз слегка колол подошедшую в обнаженные плечи и спину, читая молитву, обращенную к Анге-Патяй, а потом перерезывал тесемки; мешок падал в парку, а концы тесемок оставались в руках женщины. Она отходила к столу, не оглядываясь; за нею другая таким же образом подходила к сборщикам с другим мешком, третья с третьим, и т. д. 

Если же в семье была одна замужняя женщина, она одна относила к сборщикам описанным порядком приготовленные мешки один за другим. Девушки оставались у стола, они не могли трогать приготовленных мешков. Приняв назначенные для жертвоприношения припасы, париндяит и янбед уходили, не затворяя ни дверей избы, ни ворота, складывали все полученное на воз и отправлялись в следующий дом. Как скоро они удалялись, женщины разводили на шестке огонь, зажигая его горящим штатолом, и сожигали на нем остатки тесемок. Пепел их, вместе с углями, клали в загнетку с молитвой к Юртова-oзаису, которую произносила старшая в доме.

"Вообще Мордовская (Эрзянская. Примечание Мерянии) вера имела, кажется, большое сходство с языческою верой Великоросов (Московитов), если не была одна и та же. У Великоросов (Московитов), уже девятьсот лет принявших христианство, она совершенно забылась, но остатки её сохранились в разных обрядах, из которых многие трудно или вовсе невозможно объяснить. Мордва (Эрзя) крещена не так давно и еще помнит старинную свою веру. По сохранившимся у Мордвы (Эрзи) религиозным обрядам и по преданиям об их религии можно объяснить многие русские обычаи и обряды."

Подытоживает П. И. Мельников – Печерский в своём очерке. 

Есть давний спор: Что было изначально: Киевская Русьская держава, или Новгородчина, что началась еще в Старой Ладоге с легендарного ободрита Рюрика? Думается, что изначальной для нас, великороссов-московитов, является Мерянская Земля - Залесье. Ведь первые столичные города наших древнейших княжеств: Сар-Ростов, Клещин-Переславль, Сужбал-Суздаль, Унорож-Галич Мерьский, Кострома, Тимерево-Ярославль, Сунгирь-Владимир и конечно матушка Москва – располагались на землях меря и зарождались на мерянском этнической основе.

Наши предки меряне не исчезли в веках, как пишут иногда в популярных книгах по истории, они стали основой великорусской народности, в результате крещения перешли на русский язык, мы, и их потомки, называем себя русскими.

Категория: История Мерянии | Добавил: merja
Просмотров: 6025 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика