Воскресенье, 12.07.2020, 21:06 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Март » 28 » А кони все скачут и скачут...
15:02
А кони все скачут и скачут...

Поговорим еще раз о коньковых финно-угорских украшениях Верхнего Поволжья. Вот он, наш любимый муромско-мерянско-весский XVII тип украшений, красивые наборные или имитирующие наборную технику элементы женского убора, распространенные в IX-XI вв от мордовских земель до Белого озера. Что о них известно, какую семантическую нагрузку они несли, или, проще говоря, что значили?

Они упоминаются у Леониллы Анатольевны Голубевой в своде "Зооморфные украшения финно-угров" (САИ, вып. Е1-59). Москва: "Наука”, 1979) с ссылками на Рыбакова про бронзовый век, про Андреевский курган, и про солярные и аграрные культы и связь с плодородием. Все это верно (в целом), но как-то очень общо.

Потом у нее же сказано про то, что в IX в. у коньковых подвесок появляются привески-утиные лапки, и это должно символизировать связь с священной водной птицей финно-угорских народов - уткой и с водой. И что с развитием земледелия культ коня у поволжских финнов усилился.

Отметим насчет лапок - так же часто у коньковых подвесок встречаются и обычные трапециевидные привески и бубенчики. Так что важен был все же шум, а не только и не столько указание на стихию воды. 

Еще видится важным то, что в вепском языке сохранилось название радуги jumalanheboine. То есть, буквально, "божья лошадка", "лошадь бога Юмала", (Юму). Бог этот ведал небом, погодой и погодными явлениями. Причем у соседних финнов его место занял Укко. У марийцев тоже был верховный бог Кугу-Юмо. Так что, вероятнее всего, у мери, расположенной между марийцами и весью, верховный бог назывался так же. Если посмотреть на дошедших до нас лошадок - видно, что все они украшены продольными орнаментальными полосами, да и форма их - плавно изогнутая с обеих сторон вниз - позволяет сопоставить их с изображениями радуги

Другие свойства того же бога, отмеченные И.Ю. Винокуровой: g'umalangüru - гром (букв. «божий грохот»), g'umalansä - гроза (букв. «божья погода»), у шимозерских вепсов: «G'umou g'ureidab i lamin iškeb» - букв. «Бог (гром) гремит и высекает молнию». С функциями Юмала-громовника можно связать шумящие - "грохочущие" - привески, которыми можно было "гурандать" и "каландать" (от вепс.) - греметь и побрякивать.
[info]akim_trefilov (под редакцией Мерянии) 
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2548 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра ингрия народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика будущее Унжа вятичи Залесье волга нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2659
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1173
Статистика
Яндекс.Метрика