Среда, 21.04.2021, 17:06 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2021 » Апрель » 5 » "Агафоны-рябинники", "Агафония" и племенная история Руси
12:31
"Агафоны-рябинники", "Агафония" и племенная история Руси

Терем расположен в местности, которая называется Пустыня – по находившемуся здесь монастырю. Пустыня – это круг из 38 деревень, разросшихся из монастырской слободы. Круг ограничен со всех сторон лесом. Его ядро – бывшие монастырские деревни, ставшие в 1764 году государственными. Крестьяне в них жили свободнее и потому богаче помещичьих. Они уходили на заработки в Петербург, где слыли прекрасными строителями. Из лучшего по сравнению с соседями положения выросла гордость за «нашу Пустыню», которая для любого стороннего человека была настоящим медвежьим углом. В том числе из-за этой гордости Сазонов построил Терем. 

Даже сейчас, когда Пустыня полностью вымерла, про нее говорят:

- Сильное место.
- В каком смысле сильное? 
- Необычное. Других таких нет. 

С востока Пустыни дремучий лес. Он рос здесь всегда, и сколько бы его не рубили, до сих пор растет. А там, где лес, всегда граница. Раньше – Чухломы и Кологрива, теперь Чухломы и Парфеньева. Дорог через эту границу никогда не было, только «лошадиные тропы» - зимой их переметало так, что любое сообщение прерывалось. Летом тропами ходили старухи – к бывшему монастырю на богомолье. Посередине леса на пупыре над ручьем полянка среди старых осин – она до сих пор сохранилась. На этой полянке старухи развязывали узелки и колупали взятые в дорогу яйца. Пупырь называется «Яичный бугор».

За ним три версты леса. А за лесом живут агафоны. 

- Кто-кто? – переспросил я, когда впервые услышал о них.
- Агафоны-рябинники.
- Почему агафоны?
- Потому что акают.
- А почему рябинники?
- Да хер его знает.


«Словарь агафонского говора», насчитывающий более 3000 статей, имеет целью дать современному читателю представление об особенностях говора, исторически сложившегося и существовавшего до почти конца ХХ в. у населения довольно небольшой части нашего необъятного государства. 

Со временем я узнал об этих загадочных агафонах следующее: племенем они русские, ростом пониже среднего, рожей похуже пустынских, а драчливостью посильнее. Агафоны ходили в Пустыню через лес на деревенские праздники. Шли маршевым строем и распевали походную песню

             Как к деревне мы подходим телеграмму подаем:
             «Мамки, бабки прячьте девок, не то всех переебем»

Словом, свадьбы между пустынскими невестами и агафонскими женихами не были страшной редкостью, но каждая была поводом посудачить и в очередной раз спросить: «Доколе так будет?» и «Что они в них нашли?».

"Агафоны", жители Савино. Типичный урало-саамский типаж характерный для потомков мери и чуди. Автохтоны.

Наша Пустыня вымерла, но агафоны живут - в двух сельсоветах, Савино и Матвеево. Имеют собственный герб – груздь и гроздья рябины и собственных историков-краеведов, которые прошлым летом передали мне свои сочинения об Агафонии. Книги эти проделали сложный путь через лес – из Матвеево в Горелец на УАЗе, из Горельца в Савино на мотособаке, из Савино обратно в Горелец на каракате, и там-то наконец я пересекся с ними, сделав 50-верстный крюк на снегоходе. 

Привез в Оксфорд, листаю и думаю - применительно к агафонам – о том и о сем. Например, о Чеддерском человеке. Где Чеддер и где Агафония, спросите вы?

Послушайте!

Чеддер — это скалистое ущелье на западе Англии. В скалах пещеры, в пещерах со времен средневековья выдерживают сыр, который тоже называется чеддер. Теперь то его в основном делают на молокозаводах, причем по всему миру. Но в конце 19 века чеддер делали только в ущелье. И на пещеры существовал стойкий спрос. При расчистке одной из них сыровары обнаружили череп с дырой в затылке. Сначала им занялись криминалисты, потом археологи. Предположили, что череп принадлежал человеку, жившему в каменном веке. Потом появился радиоуглеродный анализ и череп точно датировали – его обладатель жил в 7 тысячелетии до нашей эры. Долгие десятилетия про череп Чеддерского человека не могли сказать ничего более – до тех пор, пока не появился ДНК-анализ. Исследователи выдернули из челюсти зуб и обнаружили в его канале сохранившийся фрагмент ДНК. 


Реконструкция облика чеддерского человека. В 2018 году исследователи британского Музея естествознания получили образцы ДНК из костной ткани скелета, просверлив тонкое отверстие в его черепе. Учёным удалось секвенировать полный геном мужчины и выяснить, что у «человека из Чеддара» была тёмно-коричневая или почти чёрная кожа, тёмные вьющиеся волосы и зелено-голубые глаза.

Чеддерский человек оказался зеленоглазым брюнетом с курчавыми волосами и красной, как у индейца, кожей – генотип, известный по другим археологическим находкам – его называют «западно-европейский охотник-собиратель». Сначала этих людей потеснили «ближневосточные земледельцы», потом «западно-степные кочевники-скотоводы», принесшие ген расщепления лактозы, благодаря которому в итоге и возник чеддерский сыр. За ними пришли кельты, англо-саксы и викинги. 

Казалось бы, что после всех этих бесчисленных человеческих волн не может быть никакой связи между чеддарским человеком и современностью. Но ученые взяли кровь у местных жителей и обнаружили у него десятки родственников. 9000 лет и бог знает сколько завоеваний спустя его почти бесконечно внучатая племянница работает барменшей в пабе, который стоит над обрывом, где его останки нашли. 


Из английской карты становится ясно, что викинги особого генетического следа в британцах кроме как на Оркнейских островах не оставили, все важные отличия - это либо отличия кельтских племен друг от друга, либо англо-саксы, либо комбинация кельтов и англо-саксов. Норманнского завоевания даже под лупой не видно! Сменилась элита, 99 процентов населения остались такими же.

Британцы вообще молодцы – они потратили много времени и средств на точный генетический анализ популяции своих островов и нанесли его результаты на карту. Про это мы уже писали в материале Оксфордский университет: Сельское население северной Евразии все еще "живет" в племенных королевствах. (прим. Merjamaa) На ней проступили границы княжеств и королевств, которые исчезли тысячу лет назад – Девон, Корнуолл, Эммет. Юг Шотландии оказался ирландским, зато на севере сохранился генотип, который, очевидно, может быть только пиктским. Малютки-пивовары никуда не исчезли – они продолжают жить и сейчас.

Для меня такие исследования - доказательство того, что кроме истории, которой учат в школах – масштабной истории империй и завоеваний, в которой все время что-нибудь происходит, существует история локальная, в которой ничегошеньки не случается – и это самое ничегошеньки дает другую, детальную и объемную перспективу прошлого.  

Обидно, что в России таким анализом никто, похоже, не занимается. А как было бы интересно поглядеть на карте на чудь, водь и весь, меря и черемисов, голядь, мещеру и мурому, и может быть даже на вятичей и кривичей, и, возможно, понять, как эти народы превратились в поморов, сицкарей и тудовлян, жгонов, офеню и кержаков, и наших соседей агафонов-рябинников. 

На (заглавном) фото – церковь в Ефремье-Ширь, один из символов Агафонии. Кстати, мы потихонечку начинаем заниматься ее консервацией и реставрацией – пока на этапе бумаг.

Андрей Павличенков. FB.

PS. Примечание Merjamaa. Англо-саксы и славянская колонизация.

Переселение англов и саксов в Британию было массовым и за сто пятьдесят лет оставило на британской земле 50 000 однозначно германских захоронений в 1500 могильниках, четко отличающихся от кельтских памятников того же периода. Это интересно в сравнении с "древнерусскими" курганными могильниками Ростово-Суздальской земли, которые считаются славянскими.

В 2000-х гг. в рамках исследования Суздальского Ополья к материалам раскопок графа Уварова (открывшего нам мерян) вновь обращается Н.А. Макаров. К этому времени группой под его руководством уже была проделана работа по картографированию селищ конца I – начала II тыс. н.э. в регионе. Выясняется поразительная вещь: поселений оказалось в 5 раз больше, чем могильников, а для более раннего периода – в 9 раз больше.

На правом берегу Нерли и на территории Ополья, где сосредоточена основная масса средневекового населения, курганные группы немногочисленны. Известно, однако, что «большинство курганных могильников Суздальского Ополья представляли собой некрополи отдельных поселений, находящиеся в тесной топографической связи с селищами».

Как пишет сам Н.А. Макаров, "предположение, что курганы разрушились – неправдоподобно в сравнении с гипотезой о коротком периоде бытования курганного обряда и его изначальном сосуществовании с бескурганным".

Более того, даже в тех могильниках, где было значительное количество насыпей, число курганов не соответствует нормальным размерам некрополей крупных поселений, функционировавших полтора-два века. Так, к примеру, знаменитое скандинавское Гнездово на Днепре вблизи будущего Смоленска, занимавшее 17 га, накопило за свои примерно сто пятьдесят лет существования 3800 курганов. Однако с селениями Суздальского Ополья того же размера и того же времени существования все иначе: селище Весь - 21 га – только 147 курганов, Шекшово – 22 га – лишь 244 кургана.

"Таким образом, в Суздальском Ополье выявляется значительная диспропорция в числе поселений и погребальных памятников". Н.А. Макаров приходит к убедительному выводу: "курганный (славянский) обряд не был общепринятой нормой в центральных районах Суздальской земли"

Следы славян в Ростово-Суздальской земле, как видим, совсем не так выразительны как следы англо-саксов в Британии.

Merjamaa

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 678 | Добавил: merjanyn | Теги: колонизация, славяне, Костромская область, Древняя Русь, англо-саксы, великороссы | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура Арья Альквист мещёра ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика