Суббота, 20.04.2024, 11:58 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Февраль » 5 » Андрей Малышев: “Русские почти потеряли этничность”
17:24
Андрей Малышев: “Русские почти потеряли этничность”
20130611_mer_up

Автор "Мерянско-русского словаря” Андрей Малышев – о смене эпох в этнокультурном движении в России.

"S.”: Не прошел почти год, как сожгли Алексея Добровольского – Доброслава, которого российские славяноязычники называли своим патриархом. Насколько значимо это событие – уход из жизни патриарха российского славяноязыческого движение?

А.М.: Начну с того, что Доброслав – это весьма неоднозначная фигура в русском движении. Патриарх родноверия, друг эсэсовцев, национал-анархист и экологист. Он в себе всё это органично совмещал. Его уход безусловно значимое событие. Ушёл человек-эпоха.

Что принёс Доброслав в языческое движение конца 1980-х? Каким могло оно быть без него и могло ли без него оно возникнуть вообще?

Не совру, если скажу, что он и придумал на рубеже 80-90-х весь родноверческий дискурс. Он предложил устоявшуюся эмблему родноверов – восьмилучевую свастику. Он начал одним из первых проводить родноверческие праздники.

Само по себе движение могло возникнуть и без него, поскольку к концу 80-х годов уже был заложен мощный фундамент для его развития.

Белорусско-литовский обрядовый ковш XVI в., найденный в Гродно

Белорусско-литовский обрядовый ковш XVI в., найденный в Гродно

Свастика, "зикхайль”, "русский хер”, битвы полуголой молодёжи на праздники, скинхеды как целевая группа – это установки Доброслава?

Трудно сказать, были ли это сознательные установки… Однозначно, праздники Доброслава всегда притягивали именно скинов. Однако сам Доброслав не ограничивался общением с малолетними неонацистами и всегда общался с левыми, в том числе, по слухам, пытался в последние годы наладить связь с анархо-коммунистами.

Видимо это было связано с его заметным креном в сторону социалки. Можно сказать, что его философия – язычество, экология, социальная справедливость – криво ложилась на российский бонический дискурс с его упором на расизм и ксенофобию.

Российское славяноязыческое движение, одним из родоначальников которого и был Доброслав, – откуда оно черпало себе примеры и стиль мышления? На территории теперешней России есть интереснейшие примеры язычников марийцев, абхазцев…

Российское родноверческое движение выросло из русского шестидесятничества. Из книг Валентина Иванова и Бориса Рыбакова, картин Константина Васильева и Ильи Глазунова, работ теоретиков "русской партии”.

Картины Константина Васильева:

Картины Константина Васильева: "Валькирия”, "Святовит”, 1971 г.

Из той же атмосферы, которая, с одной стороны, породила Евтушенко и Быкова, а с другой – Проханова, который даже пошёл был работать лесником?

Да, совершенно верно. Кроме того, постсоветское русское родноверие больше чем на половину порождение позднего советского антисемитизма. Очень многие деятели этого движения вышли из общества "Память” и её тусовки. Евреи в этой среде всегда рассматривались как антитеза русскости. И поскольку само христианство имеет корни в иудаизме, многих наиболее ретивых оно в конечном счете не устроило. Таким образом, постсоветское родноверие изначально основывалось не на этнических русских ценностях, а на чистой политике и антисемитизме. За последние 20 лет своего развития родноверие так и не смогло избавиться от своего политического стержня и продолжает быть скорее одним из течений русского имперского национализма.

Антисемиты 80-х вышли из атмосферы 60-х? Как происходил этот переход? Что это вообще был за период – 60-е, что он породил таких разных людей?

Сама славянофильская идея – порождение XIX века. Все, надеюсь, помнят спор "западников" и "славянофилов" в Российской империи. Однако новое советское славянофильство – феномен послевоенный, эпохи создания просоветского "Варшавского договора”. Именно в 50-е годы в СССР начинают творить Рыбаков и другие славянофилы-шестидесятники.

Известно, что после смерти Сталина и начала Хрущевской оттепели в культурной и политической жизни страны снова усилилось влияние советских евреев. В пику еврейским культурным деятелям и диссидентам в верхах было решено создать прорусское диссидентское движение – так называемую "русскую партию”, призванную стать противовесом усиливающемуся влиянию детей Авраама. Т.е. в большей степени это был государственный проект.

Русские антисемиты конца 1980-х – начала 1990-х

Русские антисемиты конца 1980-х – начала 1990-х

Увлечение деревенским бытом, русской пасторалью – результат целенаправленной государственной политики в общественно-культурной сфере?

Увлечение деревенским бытом – это только часть целого. Или, скорее, здоровая реакция части национально- или даже этнически-мыслящей русской интеллигенции на направление русского дискурса в нужное для ЦК политическое русло.

Конец 60-х – начало 70-х – это также американские хиппи, студенческие волнения в Париже, советские танки в Праге. На этой волне подняли голову европейские неоязычники – в Великобритании, "Асатру” в Исландии, "Ромува” в Литве… Русское движение в СССР – это часть этого процесса?

Мне думается, что процессы в русском движении в 60-х, 70-х годах также были связаны с общим европейским трендом. Но мощная политическая имперская составляющая не дала появиться группам, подобным латышским и литовским.

Другими словами, Доброслав – человек одного временного среза с литовцем Тринкунасом, исландцем Бейнтейнсоном. Или всё же следует делать некоторые оговорки?

Да. Но выросший и сформировавшийся в других условиях.

Основатель

Его путь можно назвать "несрединным”. С одной стороны – неонацизм и друзья-эсесовцы, с другой – арома-йога, натур-философия и прочее блаженствование. Крайние полюсы. Можно ли сказать, что это перекочевало в позднейшее славяноязыческое движение? Почему проявились такие крайности?

Совершенно верно, эти крайности крайне характерны для славянского родноверия в Росии. Сейчас мы видим "славянскую йогу", мистические "практики древних ведунов", соседствующие с идеями политического имперского реванша. Я думаю, что главная причина этой картины в том, что русский народ почти потерял всякую истинную этничность. Понятие "русский” давно приравнено к гражданству и является синонимом понятия "российский”. Именно поэтому в родноверческом дискурсе так мало этнического, почвенного и регионального и так много – политики и эзотеризма.

Возможна ли та самая "срединность” в России, в российском этно-движении? В чем она может проявляться, или, быть может, в чем уже можно видеть её ростки?

Возвращение к собственно этническому русскому наследию после десятилетий политиканства уже наметилось. И что любопытно – именно в центре России. Можно было бы упомянуть сибиряков, казаков, уральцев, но я сознательно хочу этого избежать. Так как перечисленные движения в первую очередь ставят перед собой политические задачи и этнический компонент в них вторичен.

Феномен русского этнического возрождения – это новые кривичи, голядь, меря, мещёра, вятичи. Люди, причисляющие себя к ним, называют себя краеведами и этнофутуристами и сознательно дистанцируются от любой политики. Они исследуют свою региональную историю, народные духовные культы, собирают фольклор, изучают языковое наследие древних племен, ставших основой для формирования русского народа.

Это их сближает с ранней литовской "Ромувой" рубежа 60-70-х годов, деятелями "Литовского Фонда культуры" 80-х, латышской "Диевтуриба" и ливскими деятелями этнического возрождения.

Мне видится, что их изначальная и сознательная дистанция от политики и нежелание выстраивать иерархические структуры, столь любимые всеми русскими националистами, – залог успеха развития этого направления в пространстве большой России. Или просто залог успеха в будущем.

Йонас Тринкунас, основатель

Дистанцирование от арома-йоги, тайных жреческих традиций также присутствует? Или, по крайней мере, от сказочных утверждений, что нечто получено по древней родовой линии.

Дистанция весьма значительная. Упор делается только на то, что сохранилось в культуре или имело место быть в прошлом.

Кончина Доброслава, таким образом, знаменует переход от блаженного / гитлеристского обличья к более "срединному” пути в этно-движении. Но что посоветуете делать тем, кто уже сформировал себя среди "славяно-арийских-свастик", "римских салютов", "жидоедения"? Им повеситься?

Кончина Доброслава – это смена Эпох. Закат идей русских шестидесятников, к которым он и возглавляемое им движение имеют прямое отношение. Будущее – за интересом к собственным корням, за этническими ценностями, народными культами и новым экологическим мышлением, включающим в себя новые тренды – этноурбанизм – городскую жизнь с опорой на региональные этнические ценности, постурбанизацию - отказ от жизни в мегаполисе с сохранением связей с ним, внутреннюю эмиграцию - возвращение на малую родину предков и как следствие этническую модернизацию.

Всё это подразумевает жизнь в ладу с самим собой, своей родной землей и невыдуманными предками.

Любителям "римских салютов", "имперских орлов" и "жидоедения" я ничего не посоветую. Они меня мало интересуют.

20130611_mer_88

Источник: http://svajksta.by

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3228 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/9
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика