Четверг, 24.09.2020, 14:59 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2020 » Сентябрь » 11 » Человек, бегущий с невиданным животным.
14:33
Человек, бегущий с невиданным животным.

Архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН в ходе раскопок в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском обнаружил редкое граффити XII века, состоящее из изображения человека с фантастическим животным и фрагментом сопровождающего текста.

Фигура бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом (очевидно залесский аналог новгородского Коркодела), расположена в правой части граффити. Слева от рисунка и под ним находится текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал». Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом древнерусский текст.


Спасо-Преображенский собор в Переславле. Северный фасад.

«Перед нами – редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового времени, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию борьбы добра со злом»,

– сказал руководитель Архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов.

«Сопровождающая рисунок фраза, возможно, имеет гадательный характер, так как подобная последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах, слово "ладно", скорее всего, следует понимать как "одинаково", в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке»,

– отметил член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.


Белокаменый блок на северном фасаде с граффити и рисунком.

Изображение человека с фантастическим животным и надписью были обнаружены на белокаменном блоке высотой около 30 сантиметров и длиной около 50 сантиметров, центральную часть которого занимает изображение крестов. Надпись, которая находится слева от рисунка и под ним, еще не прочитана. Граффити обнаружены и на соседних белокаменных блоках: на блоке, находящемся справа, нанесены автограф «Лазорь писал» и сокращенные названия дней недели, и еще на одном блоке изображены кресты, вероятно, погребальные. Эти надписи, как и первая, датируются XII веком.

«Аналогия такой надписи есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 году, из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского», – сообщил Владимир Седов.


Общий вид белокаменного блока на северном фасаде с крестами.

Древние захоронения

Внутри храма у северной стены был найден белокаменный саркофаг второй половины XIII – начала XIV века, внутри которого был расчищен мужской костяк. Эта находка дает новые данные для истории некрополя, устроенного внутри собора, где хоронили в основном князей Переславля и где во время предыдущих раскопок были обнаружены и изучены два каменных саркофага, поставленных вдоль южной стены храма.

Менее статусные захоронения были обнаружены с внешней стороны собора: на средневековом прихрамовом кладбище археологи нашли два десятка погребений, в основном относящихся к XVI–XVII векам. Также здесь собрано несколько бронзовых нательных крестиков, большое количество монет Московского государства, среди которых есть монета раннего времени, по всей видимости, византийская. Обнаружены также детали раннего собора, датированной XII веком: фрагменты первоначальной фресковой живописи собора и глиняные плитки первоначального пола, сильно стертые сверху, но все же сохранившие следы и участки глазури желтого и зеленого цветов.

Собор, построенный по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII в., в настоящее время не имеет пристроек, его цельный объем возвышается рядом с городскими валами того же времени. Между тем памятник имеет сложную строительную историю, в которой были и перестройки, и ремонты, и несколько реставраций, среди которых одна, в конце XIX в., была очень обширной: этому времени принадлежат ныне существующие полы и беломраморный резной иконостас в византийском стиле.


Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского

Археологи исследуют собор, начиная с середины XIX века. Удалось установить его архитектурные особенности и первоначальный облик, а также собрать уникальную коллекцию граффити, среди которых — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц.

Как сообщается в пресс-релизе, распространенном ИА РАН, исследования этого сентября связаны с предстоящей реставрацией интерьера древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси.

Фото: Пресс-служба Института археологии РАН, Управление Минкультуры по ЦФО
Источник: http://hraniteli-nasledia.com

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 534 | Добавил: merjanyn | Теги: археология, Переславль-Залесский, Залесье, XII век, Спасо-Преображенский собор, Древняя Русь, Залесская земля | Рейтинг: 5.0/3
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра ингрия священный камень народное православие антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика будущее Унжа вятичи Залесье волга нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2677
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1186
Статистика
Яндекс.Метрика