Четверг, 25.04.2024, 00:36 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2022 » Сентябрь » 15 » Чудца белоглазая. Костромская обл., Буйский район, деревня Анциферово
19:50
Чудца белоглазая. Костромская обл., Буйский район, деревня Анциферово

Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пением…

Особая репутация чудцы находит выражение в устойчивых стереотипах и речевых формулах, одна из которых – "страна чудес". Местные жители называют себя "чудца белоглазая".

Самоназванию "чудца" может быть два объяснения. Первое – это обрусевшая группа автохтонного финно-угорского населения, известного пришедшим сюда христианам под именем "чудь". Второе объяснение: нынешние жители – потомки христиан, пришедших в эти места и сохранивших имя "Чудца" только как название местности (здешний церковный приход назывался Никола-Чудца).

Говорит Потехина Галина Ивановна, 1921, 4 кл., местная.

#00:00:00-0#

Церковь Николая Чудотворца хотели построить на другом месте, но стройматериалы перенеслись на то место, где сейчас стоит церковь. Ручеек рядом с церковью считается целебным; он течет из-под престола Божьей Матери. Сейчас говорят, что воду из ручейка пить опасно.

По праздникам и по воскресеньям ходили к ручью и пели молитвы.

Поет:

Спаси Господи, люди твоя…
…Верую в образ кротости…
Величаем-величаем…
 
#00:09:36-1#

Алексеюшка – святой человек. 30 лет лежал парализованный, у него не было пролежней, почесывался серпом. Его считали святым. Земля с его могилы считается целебной.

Алексеюшка говорил, что не переведутся такие люди, как он. После его смерти многие тяжело болели.

#00:18:38-2#

Молитвы в дорогу: «Я иду в пути, Господь впереди, Божья матерь с ним, а я иду за ним. Всем святым встречать, а врагам моим молчать!» (инф-ка узнала ее от мужчины, кот-й жил в монастыре). Путешественникам помогает Николай Чудотворец: «Николай Чудотворец, иди впереди, Божья матерь – иди позади! Ангел мой, хранитель мой, лети надо мной и в трудную минуту закрой меня своей пеленой!»

Перед сном: «Спать ложусь, крестом обложусь, ангела призываю, врага прогоняю! Ангел мой, ложись со мной, а враг Сатана, отойди от меня!»

Самая главная молитва «Отче наш».

На том свете тот, кто не знает молитву «Верую», упадет в реку.

#00:23:18-9#

Раньше учили, что Бога нет, запрещали учить молитвы.

Девяносто песен знаю,
А молитвы ни одной!
Моя милка подавилася
Картофелиной гнилой.

#00:23:53-8#

Жителей Чудцы называли чудцарочка белоглазая. Анциферово называли пьяной деревней; жителей Ферапонтово – Ферапоны подожники (ходили с подогами); жителей чудцы – лапотниками (ходили в лаптях).

#00:27:15-3#

Праздники отмечали по три дня; теперь все праздники нарушены. Дрались деревня на деревню.

Давайте шаечка на шаечку,
Которого побьет?
Наша маленькая шаечка
Большую задерет.

#00:30:51-2#

У Ферапонтово есть камень Баран.

Ферапонт приплыл по реке, основал монастырь.

#00:33:58-4#

Мужчина спал три дня, был на том свете. Говорил, что ругаться матом грех.
На том свете темно, светло бывает только в Пасху.

#00:37:32-2#

В Великоденный четверг жгут четверговую соль.

#00:37:38-7#

На Троицу перед домом ставили чистяковую березу (у кот-й лист светлый и гладкий с обеих сторон; глушина – если лист мохнатый).

#00:38:53-0#

Девочка заикалась; поили девочку из камня с ямкой от Верушки.
Матушка Вера зимой ходила босиком; предсказывала; к ней ходили за благословением. Предсказала женщине, что ее сын будет Божий человек; сын вскоре умер.

#00:46:49-9#

Мы живем в Стране чудес; в деревне остались одни пенсионеры.
Жителей прихода называли чудца белоглазая.

#00:48:30-0#

Алексей Божий человек много знал; на его могилу ходят за исцелением.
Вода из ручья у церкви считается святой.

#00:51:42-8#

Когда разрушали церковь, инф-т принес домой икону из церкви; мать его осудила: божественное нельзя нарушать.

#00:53:14-8#

Рукописные тетради с молитвами (духовными стихами) подарены мужчиной из Буя. Перечисляет молитвы, кот-е поет на службе.

Собиратель зачитывает духовные стихи. Инф-ка читает молитвы.

Из Архива Кабинета фольклора Академической гимназии СПбГУ
шифр КБД 00-08-100-1.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 872 | Добавил: merjanyn | Теги: буй, Чудца, чудь, Николо-Чудца, Костромская область, меря | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика