Суббота, 20.04.2024, 14:20 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Март » 16 » Финно-угорские "вершки и корешки"
13:51
Финно-угорские "вершки и корешки"

Всё больше пытливых людей занимаются "практической реконструкцией" - полной имитацией каких-то технологией и процессов прошлого. Один московский энтузиаст в 2005 году имитировал подсечное земледелие автохтонов Восточно-европейской (Русской) равнины - финно-угров и балтов, - в Московской области. Сейчас много идёт разговоров, что подсечно-огневое земледелие очень трудозатратно. Например, 1 га леса - это 300-600 деревьев. На семью необходимо хотя бы 2,5 га пашни (если потреблять зерно только самому и не использовать его в межплеменной торговле). С торговлей уже нужно 4 га. Т.е. даже без дани требуется срубить минимум 1000 деревьев. Топорами из железа того времени. Потом всё сжечь. Невыгоревшие пни - выкорчевать, также как и крупные корни. Пашня родит четыре года. Потом расчищай новый участок. В общем, каждый может попробовать, сколько сил на это уйдёт, и калорий - больше, чем получишь калорий от зерна.

На основе такой кабинетной реконструкции часть историков приходит к выводу: автохтоны финно-угры и балты не занимались хлебопашеством, а были охотниками и собирателями. Лес иногда тоже расчищали, но только хвойный - жгли его.

А вот, пытливый человек в Подмосковье доказал, что наши предки - меря, мурома, галинды, рязано-окцы, дьяковцы в местности Волго-Окского междуречья вполне обходились без подсеки и выжигания лесов. И без больших трудозатрат. И без использования большого числа железных инструментов.

Он просто скосил в лесу, под кронами деревьев, траву. Почву прорыхлил мотыгой на 2-3 см глубиной (оказалось, и лошади не нужны для работы!; вместо мотыги можно использовать и палки!) Посеял на пробу рожь, овёс и ячмень. Ржи совсем не уродилась - её забили сорняки, овёс - так-сяк. Зато ячмень дал урожай 3-5 ц/га - это как раз средняя урожайность в Московии века до XVIII! С такой примитивной и мало затратной обработкой.

И как раз ячменю нужны кроны деревьев - он единственный злак, который валится от града и сильных ливней. А кроны защищают его от полегания.

На таких же примитивно обработанных лесных полянах он посеял брюкву. И брюква дала прекрасный урожай, из расчёта 150 ц/га.

Т.е. таким лесным сельским хозяйством можно было вполне свой род прокормить зерном и корнеплодами (брюква и репа). Попутно наши предки в раннем железном веке занимались лесным животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Не нужно никаких больших трудозатрат, и множества железных инструментов. Множества лошадей для сельхозработ тоже не нужно.

В общем, больше надо заниматься прикладной реконструкцией, чтобы лучше понять нашу  древнюю историю.


Трава и бурьян скашивались косой между деревьев. Корни травы и деревьев не удалялись.

И так слово автору:

  ...Однако так ли хорошо растет ячмень в наших условиях? Со школьной скамьи ученикам вдалбливается вера в то, что леса и болота севернее Оки являются "зоной рискованного земледелия". Казалось бы, какое тут может быть зерноводство во времена дьяковских городищ раннего железного века? Среди лесов, рек и болот!?

Ведь обычно именно отсутствие "кормовой базы" является основным аргументом, доказывающем "малочисленность" дорусского населения Северо-Востока Руси. "Охота и рыбалка" по мнению некоторых исследователей не могли прокормить много народа. Земледелие же "принесли славяне", начавшие массовую вырубку и выжигание лесов. Поэтому каждый школьник знает, что тут было до славян - полуголодные дикие племена из одной-двух семей понуро кочевали вдоль берегов рек в тщетной надежде забить зверя, поймать рыбёшку или выкопать съедобный корешок.

Однако археология решительно опровергает эту живописную литературную картину.

Первый признак оседлости населения - наличие керамики.

Глиняный горшок слишком тяжел и хрупок для кочевого образа жизни - а именно керамика в изобилии устилает все поселения наших краев, начиная с каменного века. Более того, археологические раскопки показывают что финно-угорские поселения располагались весьма плотно, едва ли не на каждом холме, и занимали размеры от 2 до 5 га.

Ареалы сетчатой керамики, грузиков дьяковского типа и памятников
дьяковской культуры:
а - сетчатая керамика, б - памятники дьяковской культуры,
в -  грузики дьяковского типа
(Для увеличения кликнуть)

Для "охотников и рыболовов" это нереальная нагрузка на охотничьи угодья. Совершенно очевидно, что финно-угры занимались земледелием, в том числе зерноводством. Археологические раскопки в Тверской области неизменно показывают наличие зерна в культурных слоях дьяковских городищ, при этом 60 % зерен приходится на долю ячменя. Анализы пыльцы из курганных слоев (курганная группа "Струйское", Тверская обл.) показывают, что до прихода славян треть травяной пыльцы приходилась на злаковые. С истреблением лесов, когда в курганных слоях появилось 47% пыльцы иван-чая, растущего на гарях, процент пыльцы хвойных деревьев упал с 74 % до 12 %. Но при этом процент пыльцы злаковых растений ... также сократился с 30 % до 18 % ! Вырубка лесов сопровождалась резким сокращением злаковых растений!

Зерна заделывались в борозду в дерне и слегка закрывались грунтом. Для сравнения рядом сажались ячмень, овес и рожь неизвестных сортов, купленные на ВДНХ.

Но какие съедобные злаки могут расти в лесу?

Чтобы понять это, в этом году (2005) был проведен жесткий "эксперимент на выживание". В трёх разных районах Подмосковья был посажен ячмень по самой примитивной технологии. Хотелось для сравнения посадить ячмень в реликтовом хвойном бору - светлом и влажном, но таковых поблизости не нашлось. Пришлось довольствоваться смешанным лесом. В качестве опытных площадок были выбраны "бросовые", мало подходящие для зерноводства места (расположены по мере возрастания непригодности для зерноводства):

1 - Никакой вспашки или вскопки не проводилось.
2 - Плуг, трактор и лошадь не использовались.
3 - Лес НЕ вырубался.
4 - Посевы НЕ поливались
5 - Посевы НЕ пололись
6 - Посевы НЕ удобрялись
7 - Посевы НЕ обрабатывались от вредителей

Принцип выращивания был - "посадил и забыл". Никакого ухода за посадками не осуществлялось.

Итак, на всех трех площадках всего за 85-105 дней было собрано вполне товарное зерно ячменя. Особенно интересно то, что вырос даже ячмень, посаженный в лесу. Овес также дал зерно. Посеянная на всех трех площадках рожь НЕ дала ничего кроме пары колосьев. Условия для ржи оказались гибельными. Ячмень же на разных площадках дал в урожай в диапазоне от 3 до 5 ц/га. Средняя же урожайность ячменя на совхозных полях в наших краях - 15 ц/га, с применением тракторов и удобрений.


Забитая крапива робко тянется к свету среди стены колосьев ячменя.

То есть без вспашки, валки леса и прочих земляных и лесорубных работ семья в 6 человек могла без всяких хлопот целый год кормиться ячменем с площадки в 1 га. Попутно можно было заниматься охотой, бортничеством и рыболовством. При наличии лесных полян возделывались овощи типа репы, редьки и брюквы с урожайностью до 150-300 ц/га.

То есть даже при полученной урожайности кормовая база верховьев Москва-реки и Волги была такова ,что на квадратном километре леса могло жить до 100 финно-угорских и балтских семей.

Иными словами, даже такая урожайность может прокормить современное население Московской области, не говоря о Тверской - если оно будет питаться исключительно ячменем и брюквой.

Это предел? Нет. Без всякого сомнения урожайность ячменя можно поднять в разы. Если сеять его как можно раньше, чтобы застать длинный световой день. А кроме того:

1 - Хотя бы немного удобрить посевы навозом от традиционного финно-угорского скотоводства
2 - Хотя бы изредка поливать посевы
3 - Проредить лиственный подлесок


Брюква уже через пару недель дала вполне съедобные витаминные листья, по вкусу напоминающие капустные. Очень быстро они достигли размеров листьев лопуха.

Но позвольте! - скажут экологи, - Ведь это есть лучший уход за... самим реликтовым бором!

И будут правы. Совершенно очевидно, что выращивание ячменя прекрасно сочетается с жизнью в лесу и не требует ни вырубки реликтовых боров, ни "подсечно-огневого земледелия". Ячмень не боится ни заморозков, ни засух, но плохо переносит сильный ливень и град. От них он полегает. При выращивании ячменя в сосновом лесу такая напасть ему не грозит, так как он надежно закрыт кронами деревьев.

Вывод из всего этого простой. Финно-угры и балты могли селиться - и селились - не только по берегам рек. Но и в глухих лесах, что и подтверждают находки остатков их поселений.


А корешки выросли к сентябрю весом по полкило штука.
На вкус - сладкие, как обычная репа.

При этом нисколько не испытывали нужды в еде, а напротив - были вполне сыты и имели массу времени для скотоводства, охоты и бортничества. Товарные излишки "вершков и корешков", мехов и меда вполне можно было продавать на ходовые вещи (позднее монеты). Что отчасти объясняет находки древнеримских, византийских и арабских монет в наших краях.


Дьяковские серпы из коллекции Исторического музея, Москва.

Всё это открывает новые зоны для ведения археологических исследований. Казалось бы, что интересного можно найти в глухой ярославской, владимирской или тверской тайге, через которую часто и пройти-то можно с трудом? Или на месте, где раньше шумели девственные леса? Да много чего - от кладов серебряных дирхемов до шумящих подвесок и бронзовых украшений. Что и подтверждается практикой.

Источник: http://xlt.narod.ru
Автор: Mole Man
Фото: Mole Man, "Ратоборцы"

Просмотров: 6688 | Добавил: merja | Теги: ржв, балты, финно-угры, земледелие, меря, История Руси, дьяковцы, голядь, Дьяковская культура | Рейтинг: 5.0/14
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика