Суббота, 20.04.2024, 14:36 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Декабрь » 11 » Города как машины ассимиляции и правое дело "финно-угорского интернационала"
10:21
Города как машины ассимиляции и правое дело "финно-угорского интернационала"

Несколько лет назад на гражданском форуме «Пилорама» в Перми активисты проекта «Uralistica» взяли интервью у шеф-редактора «Русского журнала» и директора Центра медиаисследований УНИК Александра Морозова. В 2012 году «РЖ» праздновал своё 15-летие. Начавшись как пространство формирования русских концептов и рефлексии русской истории, во многом, с вопроса о том, что такое в новых условиях «Россия» и что значит быть «русским», он продолжает играть роль интеллектуальной инфраструктуры для гуманитарного процесса в России.

В начале 2015 году «Merjamaa» исполнится 5 лет – и все эти пересечения, казалось бы, неслучайны. В эпоху 21 века русское или точнее более узкое - великорусское всё больше смотрит на свою «иную» глубинную суть - на исконное нерусское в России. И в этом смысле взгляды и интересы мерянских футуристов перекликаются с взглядами многих российских мыслителей и культуртрегеров. Морозов питает интерес к регионализму, финно-угорскому движению и культурному пробуждению «окраин». Его мысли созвучны нашим.

В честь нашего грядущего юбилея публикуем беседу финно-угорского активиста Алексея Шкляева с политологом, философом и публицистом Александром Морозовым.

  • Александр, может ли, по вашему мнению, культурное возрождение нерусских народов России повлиять на изменение общероссийского культурного поля и общественного дискурса?

Фундаментальный момент заключен в том, что внутренняя политика России в постсоветском двадцатилетии вообще еще не нашла ответа на вопрос о «национальной политике». Были имперские практики, потом – советские, интернационалистские практики. Теперь ни империи, ни СССР нет.

Мы живем в зоне инерционно доедаемого наследства советского интернационализма. Но новой концептуализации российской «многонациональности» не происходит. И, возможно, уже не произойдет.

Главный тренд – развитие городов, агломераций. Они затягивают в себя все больше и больше людей. Они являются машинами ассимиляции.  Результатом этого является «новый городской человек».

Роль территории – как «земли предков» - все больше снижается. За пределами агломераций остаются настолько обессиленные в жизненном и культурном отношении группы населения, что они уже не могут являться держателями каких-либо национальных традиций.

И отсюда вопрос: как сохраняется этническая идентичность в этом новом окончательно урбанизированном мире? Теперь уже нельзя рассчитывать на поддержку государства. Государство выступает на стороне больших городов.

В России малые города и сельские местности предоставлены сами себе или – в лучшем случае – новым феодалам, владельцам производств. 

Видимо, теперь этническая идентичность – это уже целиком общественные усилия. Сетевые землячества, разбросанные в «каменных джунглях» больших городов сами должны предъявлять себя и свой символический капитал остальному обществу.

Британский социолог Зигмунт Бауман пишет о том, что современный человек стал «туристом». Городская культура – туристическая по своему духу. Она готова принять какие-то культурные вклады любых народов – в виде гастрономических брендов, элементов моды, бытового интерьера. Все это, конечно, очень поверхностные усвоения. Но другого, более глубокого отношения к этническому разнообразию, видимо, в этой туристической культуре уже не будет.

  • Каково, по вашему мнению, место отдельных национальных культур в российском культурном процессе? Удмуртское культурное брожение - встроено в общероссийский процесс или развивается автономно от него?

Москве удмурты безразличны. Российского культурного процесса просто нет. Есть только ассимиляционный урбанистический процесс. Потому, я думаю, что конструирование «финно-угорского интернационала» - хорошая идея.

Она позволяет вписать удмуртов в более масштабный глобальный бренд. К несчастью, сейчас российское государство очень сумрачное, всего боится и пытается весьма провинциально строить себе централистскую идеологию. Поэтому финно-угорское движение у московских властей под подозрением. На мой взгляд, это большая ошибка. Наоборот, для российского общества было бы очень полезно поддерживать весь возможный спектр финно-угорского культурного взаимодействия.

Мне кажется, сейчас полезен любой «культурный национализм», любая точка роста. Потому что именно из этих культурных национализмов и должны вырасти новые формы.

Ведь старые формы сохранения «этничности» умирают безвозвратно: фольклорные ансамбли, официальные газеты на языках малых народов, казенные «дни такой-то культуры» и т.д. – все это инерционное советское наследие. Когда-то – в 20-30-е гг. прошлого века это все еще было живо и имело живую связь с бытованием народов. Но уже примерно с 70-х гг. оно стало достаточно формальным, а теперь уже ясно, что у этих форм нет будущего.  А это значит, что молодые финно-угры должны сами найти формы новых культурных коммуникаций.

  • Нужно ли производить какие-то действия по притягиванию таких замкнутых национальных миров друг к другу или же они должны оставаться в таком автономном состоянии?

Нужно.  В первую очередь, это миссия университетов. К несчастью, сейчас миссия университетов разваливается, подвергается эрозии. Именно университеты – как центры академической свободы, как центры публичной политики должны настаивать на культурном разнообразии как ценности. А значит, и пропагандировать интерес к языкам и культурным практикам малых народов.

  • Какой должна быть в вашем понимании модель постсоветской "дружбы народов" в современной России? На каких принципах она может быть построена?

Глобальная культура в любом случае победит. Но она же и должна в самой себе укреплять «новую бережливость». 

В постсоветской России еще не укрепилась ни экология, ни бережное отношение к этническому разнообразию.  Отчасти можно поставить знак равенства между сохранением природы и сохранением этнических культур. Дружба народов теперь может быть только уже постмодернистской – ироничной, с пониманием того, что этническая идентичность в значительной мере является культурным выбором, она уже не предписана жестко. 

Горожане – каждый со своим жизненным проектом в «глобальной мировой деревне» - должны добросердечно относиться к любым этнокультурным практикам.  Но это ироничное добросердечие еще только начинает формироваться в городах.  Оно должно укрепиться как стиль, победив ксенофобию и любые гегемонистские манеры.

  • Как Вы относитесь к идее обязательного изучения всеми школьниками второго государственного (национального нерусского) языка в национальных республиках?

Как к мало реалистичной. Видимо, будут развиваться те институции, которые уже возникли –частные лицеи, факультативные курсы.

  • Как Вы относитесь к пропаганде билингвизма и политики развертывания языковых гнезд как инстанций по усвоению второго родного языка?

Билингвизм – это очень важно. Вообще практика мышления на двух и более языках чрезвычайно плодотворна для человека.

Это очень хорошо, что новозеландская, а теперь и финская практика «языковых гнезд», т.е. создание детских групп для семей, в которых уже не говорят на родном языке, подхвачена в России.  Хорошо, что есть уже первый опыт на Таймыре и его обсуждают в Петрозаводске и в Саранске.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2549 | Добавил: merja | Теги: политика, финно-угры, politics, federalism, activism, национализм, федерализм, активизм | Рейтинг: 5.0/3
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика