Главная » 2014 » Ноябрь » 17 » Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья» в Плёсе
14:08
Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья» в Плёсе
15-16 ноября в городе Плёс Ивановской области состоялась организованная плесским Музейным центром археолога Павла Николаевича Травкина Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья».
В конференции участвовали как академические учёные, так и любители истории своей малой Родины. Без преувеличения можно сказать, что плёсская конференция дала новый импульс к изучению тысячелетней истории коренных финно-славянских территорий Российского государства и в дальнейшем будет способствовать возрождению чувства гордости и уважения к нашей древней истории, традициям и культуре.
Археологические исследования городища Унорож Костромской области в 2013-2014 гг..
Сакральные и почитаемые объекты в районе реки Лапшанги (Варнавинский район Нижегородской области)
Список участников конференции и темы их докладов:
1. Павел Травкин (Плёс). Мерянская Алабуга: начало сложения древнерусской городской культуры.
2. Ольга и Александр Новиковы (Кострома). Археологические исследования городища Унорож Костромской области в 2013-2014 гг..
3. Иван Фролов (Ярославль). Новые данные о планировке городища Романовского Кремля XIV-XVII вв. по материалам археологических раскопок.
4. Иван Купцов (Ростов). Еще раз о неизвестных языках Волго-Клязьминского междуречья.
5. Евгений Четвертаков (Нижний Новгород). Сакральные и почитаемые объекты в районе реки Лапшанги (Варнавинский район Нижегородской области).
6. Андрей Малышев (Кострома-Москва). Пронимальная символика на примере сакральных деревенских комплексов Костромской земли.
7. Ольга Кукуева (Москва). Корни Древа Мертвых. Семантика ели: взгляд из глубины.
8. Елена Павлова (Ярославль). Проблема идентичности субэтнической группы «сицкари».
9. Денис Коблов (Шатура). Современное состояние изучения истории племени мещёра и Мещёрского края.
10. Василий Малышев (Иваново). Пост-мерянский этно-культурный пласт в ареале распространения жгонской традиции (к вопросу о соотношении и взаимодействии).
По сообщению Павла Травкина по итогам плёсской конференции начале 2015 года в свет выйдет сборник статей и материалов.
В рамках конференции прошла фотовыставка Андрея Малышева. (Кострома-Москва). «Природные священные места Волго-Окского междуречья».
Жизненная сила и культура великороссов теснее всего связана с ландшафтом малой родины - Волго-Окского междуречья и её природными условиями. На протяжении столетий природа формировала наш жизненный уклад, культуру и верования, а мы, в свою очередь, влияли на окружающий ландшафт. Возникшие на местности в результате глубочайшего взаимного воздействия природы и человека особые почитаемые места — священные рощи, камни, горы, источники, реки, озёра и деревья — это не имеющее цены богатство, которое другие этнографические группы нашего народа в большей степени растеряли.
Еще в 19 веке, когда только вырос интерес к краеведению, и люди начали собирать древности, в императорскую Археологическую комиссию, Академию художеств, Археологическое общество и другие подобные учреждения империи стали поступать сообщения о различных исторических памятниках, находимых населением: курганах, жальниках, древних городищах, кладах, каменных изваяниях и других объектах старины. Попадались известия и о камнях со странными знаками креста, рогами, лапами животных, отпечатками человеческих рук и ног, непонятными знаками и начертаниями, неизвестно кем, когда и зачем высеченными на них.
Даже знаменитый историк 19 века Н.М. Карамзин в своей "Истории государства Российского" счел необходимым упомянуть подобные объекты: "Памятником каменосечного искусства древних остались большие гладкие обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч".
В народе такие каменные объекты называют священными или святыми камнями и часто связывают с культом местночтимых святых и подвижников.
Священными камнями, как правило, являются необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы, расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, на холме или кургане.
В древних космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Мира Темный Бог (в финно-угорских мифах часто выступающий в виде Утки) по велению Светлого Бога нырнул и достал Камень со дна первичного океана: Светлый Бог разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Темному; после этого Светлый Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Темный Бог проделал то же, из искр появились бесы. Отголоски древних космогонических мифов сохраняет и мотив священной Утки, сидящей в начале творения на Камне среди моря (деревенские заговоры, духовные стихи народного православия).
Священные камни часто составляют единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди всегда приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме или источнике, вешали ленты, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений священных камней или собирали её и обтирались ею для исцеления от болезней.
В настоящий момент на территории Волго-Окского междуречья известно несколько десятков культовых валунов. Некоторые из них были представлены на фотовыставке в Плёсе.
Андрей Малышев-Мерянин (Кострома-Москва) руководитель центра природных священных мест краеведческого сообщества Metsa Kunnta. merjanyn@gmail.com