Пятница, 22.11.2019, 11:19 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2019 » Октябрь » 28 » Kaskenpoltto - Подсечно-огневое земледелие
13:32
Kaskenpoltto - Подсечно-огневое земледелие

Телеграм-канал «Толкователь» намедни опубликовал интересный материал про то, как технически выглядело подсечно-огневое земледелие на мерянском Северо-Востоке Руси. Публикуем его на нашем сайте со своей стороны дополнив фоторепортажем из Северной Карелии (Финляндия), где каждый год в мельчайших деталях воссоздают эту древнюю технологию, которая по карельски называется «kaskenpoltto». Все как в Северо-Восточной Руси (Залесье) в VII-XV вв.

Подсечно-огневое земледелие

В исследовании историка Алексея Сарапулова «Системы земледелия на территории Пермского Предуралья в VII-XV вв.» почитал, как технически выглядело подсечно-огневое земледелие на Северо-Востоке Руси.

Деревья не рубили, как у нас принято думать – жалели очень дорогие железные топоры. Выбирали делянку и в первый год «подсекали» деревья – снимали с них кольца коры. К весне деревья подсыхали. Их обкладывали заранее заготовленным хворостом, срубленным подростом и поджигали. Деревья валились от огня и прогорали уже на земле. Важно было выжечь землю минимум на глубину 5-7 см (идеально – 10 см), чтобы уничтожить семена сорняков и корни травы и подроста.

И в эту, натурально, пыль из золы и выжженой земли сеяли семена злаков. «Лишь иногда площадь подсеки разрыхлялась копылами, царапками, бороной-суковаткой или просто связкой хвороста. Таким образом, при таком земледелии труд человека затрачивается только на подсечку и сжигание упавших деревьев, всё же остальное происходит за счет сил природы».

Расчищали совсем небольшие участки земли – максимум до 30 соток на семью. Больше и не нужно было при сумасшедшей урожайности. В первый год получали сам-30-50, это означает урожайность примерно 50-70 центнеров с гектара (на посев 1 га уходит 1,7-1,8 ц). Такая урожайность зерновых и сейчас в Нечерноземье редкость. Т.е. с 30 соток можно получить 1,5-2 тонны зерна. Этого вполне хватало на семью в 4-5 человек (получается по 1 кг зерна в день на человека – из этого количества можно выпечь 1,5 кг хлеба). Да, и зерно получалось очень чистым, так как на полях не было сорняков (засоренность зерна сорняками, в т.ч. опасными для человека была бичом того времени, часто составляя до 10-15% веса от собранного зерна).

На второй год урожай снижался до сам-15-20, что тоже очень много (в XVII веке на тех же землях при пахоте – очень трудоёмкой работе – максимальный урожай был сам-5-6, а обычно сам-2,5-3,5). Затем расчищали новый участок леса.
При подсечно-огневом земледелии не нужна была и лошадь – землю-то не пахали. Для коров и овец было достаточно пастбищ – расчищенные, а потом заброшенные куски земли зарастали травой.

Жизнь такого лесного крестьянина была не слишком обременительной. Позже его уже закрепощённый собрат пахал по 2-3 га на лошади (а не рыхлил 30 соток сожжённой земли). Часто пахал по несколько раз, так как соха была деревянной и глубоко не брала землю. Потом бороновал. Зимой вывозил навоз. И получал с этих 2-3 га всё равно в 2 раза меньше зерна, чем при подсечно-огневом земледелии. Да ещё и зерна низкого качества, замусоренного сорняками. Время экстенсивного хозяйствования было раем для средневекового  пахаря.

Павел Пряников, «Толкователь»

Kaskenpoltto

Господь не дал Финляндии плодородных черноземов, зато одарил ее трудолюбивым народом. В далеком прошлом финны умудрились превратить бесконечные леса Суоми в процветающий сельскохозяйственный край.

Каждый год в финской Северной Карелии (Финская Северная Карелия ─ самая восточная территория Финляндии, имеющая общую границу с Россией на протяжении 296 километров. Примечательно также, что на озере Вирмаярви в деревне Хаттуваара, находится самая восточная материковая точка Европейского союза. Площадь территории - 21 585 км², озер 2 200, среди которых особо выделяется Пиелинен - 4-ое по величине озеро в Финляндии.) в мельчайших деталях воссоздают процесс, который строгим научным языком называется «Подсечно-огневым земледелием» (kaskenpoltto).

Если отбросить «шелуху», то превращение этим методом леса в поле можно упрощенно свести к нескольким последовательным шагам: деревья рубят, на месте сжигают и в золу высаживают злаки.

К моменту моего приезда в Коли, сосны успели повалить и поджечь, со стороны для неискушенного человека все это дело напоминало лесной пожар, однако надо признать, фермеры приложили все усилия для того, чтобы огонь не перекинулся на соседние заросли.

Огромный «костер» поднимался на несколько метров вверх, временами образуя замысловатые огненные смерчи. Зрелище было завораживающее, однако дикий жар не давал возможности долго находиться рядом.

Впрочем, сверхвысокие температуры, казалось, не мешали местным фермерам - длинными жердями они деловито переворачивали огромные бревна и находились в таких местах, где простой обыватель не смог бы пробыть и минуты.

Самыми активными оказались женщины, там, где мужики пасовали, они общими усилиями перекатывали горящие бревна и коряги … ну как тут не поверить в финский матриархат …

Макс Стрелков, «Финские истории»

Источники:
«Толкователь»
Финские истории Макса Стрелкова

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 384 | Добавил: merjanyn | Теги: подсечно-огневое земледелие, финны, реконструкция, карелы, средневековье, Древняя Русь, меря, Северо-Восточная Русь | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика будущее Унжа вятичи Залесье волга нея деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание реконструкция скандинавы Европа магия Этногенез коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2598
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1114
Статистика
Яндекс.Метрика