Пятница, 29.03.2024, 13:53 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Апрель » 14 » Художник Бальшта Кыстынчан о этнофутуризме, религии и политических идеологиях
10:27
Художник Бальшта Кыстынчан о этнофутуризме, религии и политических идеологиях

10 апреля в Краеведческом музее города Грязовец Вологодской области открылась мерянская этнофутуристическая выставка Андрея Малышева и Валентина Константинова «Мифы малой Родины. Инфоцентр взял интервью у одного из авторов выставки, художника Бальшта Кыстынчана (Валентин Константинов).

- Добрый день, Валентин. Чем обусловлен Ваш интерес к мерянскому и шире финно-угорскому наследию?

Этот интерес обусловлен моими корнями, прадед по материнской линии и все его предки — из города Молога Ярославской губернии.

Сейчас дом, в котором когда-то жила семья прадеда, стоит на дне Рыбинского моря. А, как известно, всё Верхнее Поволжье — это территория финно-угорского народа меря. Безусловно, у меня не только мерянские корни, в моем роду были и татары, кривичи, эрзя, вятичи. Культура каждого из перечисленных народов уникальна и интересна. Но я решил остановить свой интерес на меря, мне нравится заниматься именно этим народом.

- Хотелось бы определиться, скажем так, в дефинициях истины. Что такое этнофутуризм, по-вашему мнению?

Этнофутуризм в моем понимании — это течение, порожденное уходящим от нас постмодернизмом. Многие люди задаются вопросом, какое направление в искусстве сейчас существует, так вот, в данный момент — постмодернизм, ироничное цитирование готовых форм, которое все более походит на откровенную издевку, поэтому часто мы можем видеть проявления предельно циничной иронии, затрагивающей самые низменные стороны человеческой жизни, которая почему-то именуется современным искусством. На мой взгляд, этнофутуризм — это творческий метод, который предлагает современному художнику очень комфортную форму самоопределения.


Финно-угорский календарь

Этнофутуризм — это, прежде всего, бережное и ответственное отношение к реальным традициям и материалам прошлого, их творческое осмысление и сохранение; он не призван, по моему мнению, с кем-то спорить и кому-то что-то доказывать, поскольку в его основе лежат результаты реальных исследований ученых: историков, археологов, лингвистов, этнографов, краеведов, и т.д. Это лишь моя версия, я уверен, что коллеги, художники-этнофутуристы, коих немало в России и за рубежом, дополнят или озвучат или уже озвучили свою версию.

- Этнофутуризм — достаточно молодое явление. Расскажите нашим читателям о его происхождении и современном состоянии.

Да, с точки зрения истории искусства, молодое, но я бы сказал уже сформировавшееся. Пионерами этнофутуризма, зародившегося в 1980-х, считаются эстонцы — родоначальники движения К.И. Синиярв, С. Кивисильдник, Ю. Каукси, В. Ряник, Ю. Эльвест. В новом глобальном мире это желание сохранить традиции своего народа и его культуру. Из Эстонии он пришел в Россию. Например, в республике Коми коренным идеологом этнофутуристической живописи является Павел Микушев, В Удмуртии — Сергей Орлов, Вячеслав Михайлов (Гиргорей Слави) и Зоя Лебедева, в Мари Эл — Сергей Бушков, Юрий Таныгин, Измаил Ефимов.

На ниве мерянского этнофутуризма это Андрей Малышев и ваш покорный слуга. Ну и, конечно, многие другие. Всех, безусловно, мне перечислить не удастся, это сотни художников, писателей, музыкантов, актеров.


Йолс и Утка. Анка Линд.

- Каким статусом по состоянию на сегодня обладает Ваше течение? Есть официальное признание, или все-таки движение ограничивается периферией мира выставок и галерей?

Выставки художников-этнофутуристов проходят регулярно, насколько мне известно.

Сейчас действует одно правило, тут я процитирую Арто Самуэля Мустайоки - финского русиста, профессора русского языка и литературы Хельсинкского университета: «В современном мире все зависит от маркетинга». И от этого железного факта мы и будем отталкиваться. Тут все именно в руках самих художников, и организация выставок, и финансирование. Кто-то может договориться с большой галереей в Москве, а кто-то ограничивается сетевой публикацией работ. Сейчас человек полностью свободен как в творчестве, так и в организации акций и выставок в рамках закона, разумеется. Общие этнофутуристические выставки и форумы тоже уже давно не редкость.

В финно-угорских республиках России они, конечно, проводятся чаще, а мерянский этнофутуризм еще только развивает свое движение, но вполне уверенно набирает обороты. Растет интерес к меря, муроме, кривичам, карелам, чуди, вепсам, ижорам, води и другим народам, сформировавшим российский народ как таковой. Есть множество ресурсов и сообществ, занимающихся этой тематикой. Государственные и частные культурные организации открывают культурные центры, снимают фильмы и передачи для телевиденья.


Древний змей мерянский.  Анка Линд.

Славянские имперские националисты почему-то видят в интересе к своей региональной этнической истории и традициям «сепаратизм» и пресловутую «руку Запада», «протягивающую доллары США прямо из госдепартамента, минуя почту России». Но такие люди и бабушку у своей парадной в массоны или рептилоиды запишут.

Кто-то агрессивно указывает этнофутуризму на дверь. Мол, нечего тут выяснять да исследовать, понятно и так все… ходят тут всякие!

Как правило, финансирование мерянских выставок и фильмов происходит государственными организациями: телекомпаниями, галереями, музеями. Так что никто не ставит каких-то палок в колеса нашему движению. Хотя мне кажется, что государству стоит обратить больше внимания на это культурное явление и всячески его поддерживать.

Ведь этнофутуристу есть что сказать и показать: в любой точке России каждые регион и область имеют свои уникальные традиции и богатое прошлое. Это могло бы способствовать интерес к истории родного края и пониманию своего места в этой истории и в целом в нашей многонациональной стране.


Старый Чепас и волшебное яблоко. Анка Линд.

- Какие области искусства покорены этнофутуризмом: живопись, литература, кино? Может другие?

Все из вышеперечисленных. Вспомните тот же фильмы Алексея Федорченко и Дениса Осокина «Овсянки», «Небесные жены луговых Мари» или документальный фильм Андрея Шляхова «Среднерусская Атлантида».

Есть ряд интересных интернет-проектов по мерянской тематике, таких как «Мерянский язык», «МеряМир», о мерянских наличниках,  проект «Один в прошлом».


Сватовство Йолса. Анка Линд.

- Кто занимается продвижением этнофутуризма в России?

Мне кажется, что каждый человек, кто считает эту землю предков своей родиной. Думаю, у него найдется много сторонников и столько же критиков. Поэтому каждый, кто интересуется краеведением, продвигает этнофутуризм в какой-то мере. Хотелось бы иметь, конечно, некий общий этнофутуристический центр, возможно, с господдержкой, и, думаю, это вполне возможно.


Нужгол-щука. Анка Линд.

- С каким религиозным направлением наиболее связан этнофутуризм?

Этнофутуризм при своей явной этнической направленности не связан с какой-то конкретной конфессией или течением. Тут, думаю, все зависит от человека. Православие в России — это очень старая и широко распространенная традиция, и очень многое из культурного наследия связано именно с ней. Это касается региона Верхнего Поволжья. В Удмуртии, Мари-Эл, Коми, Мордовии сохранилось настоящее древнее язычество. В других землях главные позиции занимает ислам, в Сибири хорошо сохранился шаманизм, в Бурятии и Алтае — буддизм. Даже иудаисты есть!

В rаждом из регионов возможен этнофутуризм, если какой-либо религиозный оттенок и присутствует в этнофутуристическом творчестве, он всегда связан с местной народной традицией и убеждениями конкретной личности. Но, сразу оговорюсь, по моему личному мнению, модное ныне неоязычество и этнофутуризм несовместимы.


Ерман-кугыза.  Анка Линд.

Реконструкция традиционной обрядности с научно-исследовательской целью — это одно, а новодельные идолы «славянских родноверов» совершенно неясного происхождения — совершено другое. Так что если человек в ночнушке с принтами и берцах, с «коловратом» на груди скажет вам, что он этнофутурист — не верьте ему, это фэйк.

Для меня, например, огромный интерес представляют первые шаги христианства на финно-угорских территориях будущей Центральной и Северной России, их взаимодействие с местными племенными верованиями. Когда все глубже погружаешься в изучение этого вопроса, популярная страшилка «славянских родноверов» про «крестили огнем и мечом» оказывается, мягко говоря, неправдой…

Итак, повторюсь, чаще всего этнофутуризм связан с тем корневым религиозным направлением, которое реально существует в конкретном регионе и оказывает на его культуру значительное влияние.


Обноран Павли. (Павел Обнорский)

- А Вы сами принадлежите, к какой вере или конфессии?

По убеждениям я православный христианин. Ну или скорей стараюсь им стать. Большая часть моих предков придерживалось этой конфессии, собственно просто семейная традиция.

А как православие уживается с явными языческими мотивами в творчестве?

Православная вера не возникла на мерянской земле в одночасье. Это был длительный процесс культурного взаимопроникновения. Жития древних святых это интереснейшие документы, которые могли бы пролить свет на волнующие многих вопросы. Ведь большую часть о дохристианской культуре мы знаем именно из них.

Сказки про «огнем и мечом» и одномоментное крещение всей Руси давайте оставим тем, кто в них верит. Этнофутуризм все же основывается хоть и на спорной местами но все же документальной базе.


Дух Юмаллы. Анка Линд.

В той же Российской империи было множество художников обращавшихся в своем творчестве к языческим и этническим мотивам, при этом это никак не мешало им быть православными, ведь в сути своей православие является живой традицией отрицая которую человек выкидывает огромный культурный пласт.


Урма. Пяти дочерей мерянских.  Анка Линд.

- Валентин, на портале Мерямаа читали отрывок Вашего футуристического эпоса»Анка-линд. О чем он?

Анка Линд это мерянский эпос каким бы он мог быть. Сама книга написана на «русско-мерянском « языке слогом напоминающим «Калевалу». В основе книги лежат результаты раскопок, работы этнографов, летописи. Говоря проще мерянские сказки, написанные одним автором.


Древо мира. Анка Линд.

-Так понимаем, что это в большей степени фэнтезийное повествование, или все же нет? И как появилась идея его написания?

Фентези и сказки все же разные вещи. Идею мне подал мой друг и коллега Андрей Малышев. Реальных сказок народа меря не сохранилось, так что возможно эти неомерянские сказки пока единственные в своем роде.

Есть два более или менее достоверных момента в книге. Это вступление , там описывается вполне реальный сон, который мне приснился перед написанием книги и сказка о волшебном яблоке, которую я нашел в сети и творчески переработал.

В любом случае без Андрея эта книга бы не состоялась.


Нойтермаа.

- Вернемся к этнофутуризму как к явлению. Чьи и какие работы условно «классического этнофутуризма» для Вас образец?

Любые работы коллег по цеху для меня интересны. Течение слишком молодое для того, что бы стать классикой для кого-то.

Но могу рассказать свое оценочное мнение о коллегах по цеху, с работами которых хоть как-то знаком. Андрей Малышев (Мерянин) — в его работах мне видится как раз этнофутуристический подход. Совмещение древних графических образов и компьютерной цифровой графики крайне выразительны и понятны.

Из марийских этнофутуристов Юрий Таныгин использует классический живописный подход, его работы мне очень нравятся по цвету и технике. Сергей Бушков использует аналогичный подход. Юрий Лисовский применяет в основном графический подход к творчеству, его, я думаю, смело можно отнести к классикам этнофутуризма. Павел Микушев прибегает только к графическим образам, что придает его работам особую осмысленную энергетику.

Думаю, что графическая символическая система тут наиболее удобна. Хотя со временем, возможно, подход и техника изменятся.

Если я кого-то забыл упомянуть или выразился неточно, прошу простить меня.


Нойтермаа.

- Можно ли воспринимать этнофутуризм в качестве политической идеологии? История знает примеры — те же ситуационисты.

Нет, конечно, какая тут может быть политика? Политикой можно заниматься только тогда, когда делать совсем нечего или делать ничего не умеешь. А у этнофутуризма столько еще дел и работы, что за короткую человеческую жизнь не управится.


Нойтермаа.

- Самый главный вопрос — перспективы развития?

Перспектив много. Яркое новое движение может дать отпор серой космополитичной массе постмодернизма в искусстве и коричневой грязи неонацизма в обществе. Подарить современному человеку твердую почву под ногами с полным осознанием, кто он, где и зачем тут. Само направление имеет большие глобальные планы и, безусловно, будет развиваться, где-то больше где-то меньше.

В России этнофутуризм сможет ответить на вопрос, из каких этносов и народов сформировался Российский народ, каковы были обряды, костюмы и традиции в том или ином регионе нашей страны и почему. Хочется верить, что он решит проблему растущего неонацизма в мире, потому что нет каких-то высших или низших культур, больших или малых народов. Взаимоуважение культур и народов — вот, думаю, высшая цель этнофутуризма. Пока он занимает скорей оборонительную позицию, чтобы в глобальном мире защитить региональные культурно-этнические идентичности.

Людям важно понять, что первым за счет второго быть невозможно по умолчанию. Поливая грязью и уничижая культуру соседей, нельзя сделать свою лучше. Мы работаем четко по товарищу Махатме Ганди: «Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь». Фазы игнорирования и насмешек давно прошли, и сейчас, к своему сожалению, я вижу среди критиков этнофутуризма не только неонацистов и «родноверов» но и активистов, которые считают себя православными, хотя и то, и другое бессмысленно. Как уже говорилось выше, мы ни с кем не боремся и не спорим и всегда открыты для конструктивной критики и диалога.

Я верю, что взаимопонимание в результате будет достигнуто и всякие споры и конфликты устранены.


Йолс.

- Что Вы пожелаете читателям инфоцентра FINUGOR?

Я хотел бы пожелать читателям, не терять интерес к истории родного края и любить свою малую родину и страну в целом!

Источник:  Инфоцентр FINUGOR

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5610 | Добавил: merja | Теги: искусство, идентитет, Этнос, Грязовец, финно-угры, Вологодская область, меря, православие, Идентичность, мерянский этнофутуризм | Рейтинг: 5.0/14
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика