Пятница, 29.03.2024, 12:03 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 1 » Наши предки считали новогоднюю елку деревом самоубийц, пьяниц и нечистой силы
21:25
Наши предки считали новогоднюю елку деревом самоубийц, пьяниц и нечистой силы

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/871/73871825_3400156_1210771783476.jpg

Казалось бы, давно пора привыкнуть к тому, что все в народных традициях и обычаях неслучайно, всё окружено символами и загадками. Даже в тех случаях, когда речь идет об обычаях, возникших не так уж давно. Например, заглядываем перед праздниками в «Википедию» и узнаем, что привычная новогодняя ёлка есть ни что иное, как «форма отображения одного из древних символов человечества — Мирового Древа, Космической Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов». Ну кто бы мог подумать.

«НА» рассказывал уже, что традиция отмечать Новый год 1 января не такая уж древняя. Она появилась в России по распоряжению Петра I в 1700 году. И в то время русский народ воспринял идею украшать дома ветвями хвойного дерева весьма настороженно. Не удивительно, ведь к елке наши предки относились совсем не как к атрибуту праздника. Между этими вечнозелеными деревьями хоронили самоубийц. Про тяжело заболевшего говорили - «смотрит под елку». А про усопшего – «угодил под елку». Из ели не рубили домов. В мировоззрении печерских староверов, например, хвойный лес или «темный лес» вообще ассоциировался с потусторонним миром. У вепсов, как впрочем, и у многих других финно-угорских народов, покойника до могилы было принято нести на носилках, сделанных из еловых жердей. Само слово «елка» употреблялось иногда близко к нецензурному, ведь обронивший в сердцах: «елки-палки», вполне мог бы просто сказать «черт!». Да в российской глубинке чёрта или лешего иногда так и называли – «елс».

Однако дабы руководство не прогневалось, простой люд вешал-таки веточки хвойных деревьев на ворота и дома. А стоило царю почить, как про новую традицию благополучно забыли. Все, кроме хозяев питейных заведений, которым колючее дерево пришлось по вкусу. Елку привязывали к колу, установленному на крыше кабака, и меняли на свежую ровно через год, в канун праздника. Вскоре места, где можно выпить в народе прозвали «елками», а «елку поднять» стало означать попьянствовать. И вроде бы круг замкнулся, все с символами вернулось на круги своя, ведь пьянство это от нечистого.

И до 19 века русский народ продолжал встречать Новый год без лесной царевны. Вновь возникла она в начале 19 века в Петербурге. Николай I приказал нарядить елку во дворце на Рождество, а позже, как это у нас всегда было принято, глядя на царя и прочая знать решила, что без елки праздник выглядит странно.

Кстати, сам царь позаимствовал обычай у немцев, проживавших в Петербурге и всегда наряжавших на новогодние праздники «царицу лесов», почитавших её в отличие от русских как символ неумирающей природы. Так что на территории России первые настоящие рождественские ёлки появились именно в домах петербургских немцев.

Прошло чуть больше полувека, и вновь Новогодние праздники стали проходить по старинке. Рождественскому атрибуту не сразу нашлось место в жизни советского человека. Только в 1935-ом году «лучший друг советских детей» распорядился организовать для малышей елки по всей стране. Не рождественские, конечно, а новогодние. А нынче просто невозможно представить себе Новый год и Рождество без ёлочки. Ну, в самом деле, что за праздник, если в доме не пахнет хвоей и мандаринами?

И до чего же замечательно, что с тех пор она остается с нами!

Федор Маков Национальный Акцент

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4760 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика