Рек в Ростове-Великом нет, за исключением Пиги, окружающий кремлёвский вал и текущей из окрестностей кремля в озеро Неро и почти совершенно иссякшей. Впрочем, Пига не совсем речка. Это вернее сказать, канава, вырытая в то время, когда в 1632-1634 гг. «горододелец» Ян Корнилий ван Роденбург насыпали городской вал Ростова. Сейчас Пига почти заросла и более походит на болото, чем на реку.
О происхождении названия объекта доподлинно не известно, но, как пишет Т.Ю. Субботина в своей монографии «Планировка города в Ростове середины – второй половины XVIII века»: «Через всю территорию города с севера на юг от
... Читать дальше »
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пение
... Читать дальше »
10 июля, в воскресенье, под самое пробуждение приснился очень яркий сон: стою в старой бабушкиной квартире, слева от хельги, вместо кресла на стене висит странное волнистое зеркало, медленно сползающее-стекающее на пол. Я подхожу к нему, обхватываю двумя руками с целью повесить его обратно на стену, и вдруг понимаю, что зеркало это моя мерянская бабушка, покойница. Обнял я ее крепче, зарыдал и проснулся. Меня всегда интересовала эта удивительная загадка феномена прихода мертвых во сны к живым. Что это, универсальные архетипы нашего подсознания помноженные на нашу память и думы о делах житейских, или реальное общение с миром мертвых которое возможно лишь во сне или трансе? Ответом, по
... Читать дальше »
В ходе своих топонимический изысканий дошел до нанесения на карту названий административных районов Галич-Мерьского княжества и в последующем (после захвата Галича-Мерьского Москвой) Костромского уезда В.К. Московского.
Нарисовалась очень занятная картина. К югу и северо-западу от Галича-Мерьского находились две волости - Чюдцкая с центром Троица-Чудцы (ныне Галичский район) и Чудцовская волость с ценром Николо-Чудца (ныне Буйский район).
— Этноим чудь.
По мнению академика Матвеева по отношению к мере в топонимике русскими часто использовался широко распространенный внешний этноним «чудь». Наподобие часто упоминаемого в работах о мере Чудского Конца в Ростове обычно связываемого с мерянам
... Читать дальше »
Идея этой статьи возникла после того, как в группе «Старая фотография» я увидел фото Юлианы Парфеновой с ветлужскими женщинами, сделанную 1944-45 годах на севере Горьковской области. Женщине справа 32-33 года, она председатель колхоза — все мужчины на войне, ей пришлось быть главной. Бабуля слева, её мать, не такая уж старая, ей чуть больше 70-ти лет. Эти женщины в тылу вынесли не меньше мужчин воевавших на фронтах Великой Отечественной.
Меровия.
Север Горьковской области это Варнавин, Ветлуга и Шахунья. Только вслушайтесь в эти певучие древние названия - Лапшанга, Шамбал, Тулага, Арь
... Читать дальше »
Намедни в Музее Москвы открылась выставка находок, полученных в ходе спасательных работ института археологии РАН на уничтоженном недавно строителями Щербинском городище в Подмосковье - хрестоматийном памятнике дьяковской культуры, укрепленном поселении, просущестовавшем на берегу реки Пахры неподалеку от Домодедова с раннего железного века и примерно до VI-VII вв. нашей эры.
Артефакты происходят из гор культурного слоя, снесенных в кучи бульдозерами при уничтожении холма и валов. Точно датировать их по стратиграфии, реконструировать комплексы находок, происходящих из конкретных строений, просто как следует понять, что есть что и что откуда, уже невозможно.
Присутствие скандинавов на территории Восточной Европы в период формирования Древнерусского государства - общепризнанный и установленный факт. Несмотря на то, что в последние два десятилетия возобновилась дискуссия т.н. «норманистов» и «антинорманистов», археологическое присутствие скандинавов прослеживается во всех крупнейших центрах формирующегося Древнерусского государства. Более всего известны центры Северо-Запада: Старая Ладога, Рюриково Городице, Новгород Великий, в котором обнаружен большой пласт скандинавских древностей в древнейших слоях, а также Гнездово в Поднепровье и Тимерево в Верхнем Поволжье. Все эти пункты, безусловно, являются частями трансконтинентал
... Читать дальше »
Интересная новость с Генофонд.ру. Специалисты из Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН изучили генофонд населения Новгородской области в сопоставлении с широким кругом популяций европейской части России и Урала.
Обнаружено своеобразие генофонда новгородцев: у них доминирует (90 % генома) предковая компонента, которая в других русских популяциях составляет лишь треть их генофонда и отсутствует у большинства других народов. Она же доминирует в популяциях Ярославской и отчасти Костромской областей, а также в геномах жителей Нижегородской области, предки которых в средневековье переселились из Великого Новгорода и Верхневолжья.
... Читать дальше »
В понедельник, 8 ноября, в Киеве умер выдающийся украинский языковед член-корреспондент НАН Украины Орест Ткаченко. Его сердце остановилось на 96-м году жизни.
Орест Ткаченко родился в Харькове в семье лингвиста и переводчика Бориса Ткаченко (1899-1937), расстрелянyого в годы Большого террора. В 1927 г.р. родители Ореста Ткаченко - Борис и Ольга (в девстве Косолаповых) - развелись. Мать в 1935 г. во второй раз вышла замуж за Владимира Ленского, инженера-монтажника, который воспитывал будущего ученого. Ореста исключили из числа пионеров как «сына врага народа».
Из-за частых переездов родителей, вызванных особенностями работы отчима, он был вынужден учить
... Читать дальше »
Скорбная весть, в Вологде умер топонимист, краевед, финно-угровед, знаток сакрума Севера, Александр Васильевич Кузнецов. Храню его книгу «Языческая топонимия Заволочья» купленную в 1994 году на развале у Гостинного двора в Питере. Именно с его книги началось мое увлечение историей и этнографией Севера через много лет вылившееся в собственные исследования финно-угорского субстрата Северного Поволжья. В последние годы Александр Васильевич стал для меня не просто любимым автором, но старшим коллегой, и не побоюсь этого слова - учителем и наставником, жаль мы так и не успели познакомиться в офлайне и вместе проехать по Закубенью.
Светлая память ве
... Читать дальше »