Следы поселений мери, чуди, черемисов (мари), еми и других финно-угров в пределах Костромской губернии. Московское Археологическое Общество. Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Т.6 . 1876 г.
Книга содержит: информацию о Мерских станах Костромской губернии, поселениях чуди и черемисов, информацию о следах существования еми в Костромской губернии, список городов и сел по уездам губернии, гидрографические сведения о Костромской губернии.
Солигалич - районный центр Костромской области. Население — 6900 чел. (2005). Расположен в верховье реки Костромы — левого притока реки Волги. Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием "Соль Галицкая". "Соль" указывает на существование на этом месте соляных промыслов, возникших, по-видимому, не позднее XIV века, а "Галицкая" — на принадлежность к Галичскому княжеству со столицей в лежащем южнее Галиче. Это упоминание 1335 года связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем (по поводу имени, отчества и удела имеются разногласия) Воскресенского монастыря.
Жительница Солигалича. (из коллекции Ивана Данильченко)
<
... Читать дальше »
Древневенгерские всадники на площади Героев в Будапеште
Если согласиться с традиционным мнением о том, что российская история
начинается с Киевской Руси, то процесс «колонизации» финно-угорских
территорий от Рязани до Новгорода просто нельзя рассматривать без учета
весьма специфического мадьярского аспекта. Венгры (мадьяры) –
финно-угорский народ, наиболее близкий по языку своим давним родичам современным хантам и манси. По
одной из версий, в их состав могли входить и финно-угорские племена так называемых
рязано-окцев.
Интересно,
что территория Венгрии (Подунавье и окрестности одного из крупнейших
европейских озер – Балатона – весьма похожи на окскую пойму. Видимо в знак
тесной связи лесного и степного образа жизни предков скульпт
... Читать дальше »
Видное место в обрядности финно-угорских народов занимала
любовная (половая) магия. Считалось, что управлять любовными симпатиями
можно было через слово, взгляд или действие, открыто обращенные
непосредственно к объекту любви, либо тайно направленные на его тень,
отражение или на пищу, приготовленную специально для него.
Конечно,
многие приемы традиционной любовной магии сейчас кажутся бессмысленными
и наивными, однако, некоторые способы приворота можно попытаться
использовать и сейчас.
Карелы считали, что приворожить жениха
можно было, приготовив особое угощение (чаще всего - пирог). Это
угощение необходимо было замесить на воде (в вариантах - молоке),
которой умывали невесту во время обряда "невестиной бани" или
послесвадебной бани для молодоженов. У ко
... Читать дальше »
Последнее десятилетие уходящего двадцатого века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Наряду с этим, мы можем так же отметить устойчивое повышение интереса к т.н. «научному туризму» людей, жизнедеятельность которых не связана с наукой. Предметами поиска и изучения зачастую становятся природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Как правило, все эти места или объекты особо почитаемы местными жителями и довольно часто считались священными или же наоборот – «нечистыми».
Хотя почитание «священных» или «нечистых» мест играло в традиционной культуре русского народа весьма важную роль, определить или идентифицировать время возникновения тех или иных местных культов очень сложно. Дело в том, что они остаются малодоступными и малоизвестными для науки. С другой стороны, подо
... Читать дальше »
Дми́трий Алекса́ндрович Ко́рсаков (10 июля 1843, Москва — 26 мая 1919, Казань) — русский историк, доктор русской истории (1880).
В 1872 году защитил магистерскую диссертацию: «Меря и великое княжество
ростовское» (Казань). Этот труд, обнаруживающий детальную разработку
вопроса и выдающуюся эрудицию автора, был встречен научной критикой
весьма благосклонно, хотя в то же время она находила недоказанной одну
из важнейших мыслей исследования — о самостоятельности ростовского вече,
которую последнее проявило на самом деле лишь однажды — после смерти
Андрея Боголюбского по вопросу о главенстве земли, издавна тянувшей к
Ростову.
В 1880 году Корсаков защитил докторскую диссертацию: «Воцарение Анны
Иоанновны» (Казань)
... Читать дальше »
Владимирский
молодежного клуба исторической
реконструкции "Рарог" реконструирует
костюмы предков 9-11 веков. В Областной
библиотеке Владимира ими были проведены
несколько выставок представляющие их
работы. Желание изучать родную
историю выливается у молодёжи в увлечение
исторической реконструкцией. Русь 9-11 веков,
время перехода от язычества к христианству.
Материалов о том, как одевались в те времена,
почти не с
... Читать дальше »
Книга Е.А. Рябинина является обобщающим исследованием, посвященным средневековому прошлому крупного региона Северо-Восточной земли. Источниковедческую базу работы составляют материалы около 2000 курганных захоронений 12-13 веков.
На основе изучения погребального обряда и инвентаря могильников и анализа археологических, исторических, лингвистических и антропологических данных реконструируется характер культуры фино-славянского населения края. Большое внимание уделяется определению социально-экономических и демографических предпосылок, обусловивших расцвет Костромского Поволжья в позднесредневековую эпоху.
Нерехта – город областного подчинения в Костромской области, районный центр, в 46 км к юго-западу от Костромы. Расположен у слияния рек Нерехта и Солоница (бассейн Волги). Узел железнодорожных линий на Ярославль, Кострому, Иваново. Население 30,1 тыс. человек.
Нерехта – название
мерянского происхождения, на русский язык его можно перевести как «река в низкой, болотистой местности».
Сегодняшние жительницы Нерехты.
Окрест есть еще много мерянских названий -
села и деревни Пыщуг, Емсна,
Улошпань, Сочелы, Сорохта, Балахна, Рохма,
реки Тега, Кисма, Емсна, Корба,
большой лесной массив ... Читать дальше »