
Берестяны́е
гра́моты, письма и записи на коре берёзы (бересте), — памятники
письменности Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты всегда представляли
первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной
жизни наших средневековых предков, и истории их языка.
Существование
берестяной письменности было известно и до обнаружения грамот
археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на
хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). По В. Л. Янину, в
музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на
бересте (XVII—XIX веков; даже целые книги). Этнограф С. В. Максим
...
Читать дальше »
|
О происхождении географических названий.

В Ярославской области, в Борисоглебском районе,
есть речка Пуре, левый приток Устья. В Ивановской области, в
Пестяковском районе, — река Пурех (Пурешок), левый приток реки Ландеха,
на ней стоит районный поселок Пестяки. Левый приток реки Лух-Пурешка. В
Нижегородской области, в Чкаловском районе, — село Пурех.
Название Пуре, Пурех и Пурешка имеют "медовое
происхождение". Территорию нынешних Ярославской, Ивановской,
Нижегородской и некоторых других областей в прошлом населяло племя Меря,
родственное по языку Эрзянам, Марийцам, Коми, Эстонцам, Финнам. В ранней
истории Меряне известны под своим именем, а позднее — под именем Суздальцев, Ростовцев и Белозерцев , по территориальному проживани
...
Читать дальше »
|

Продолжаются мои путешествия по
святым местам Мерянии. 6 июля посетил знаменитый Киндяковский камень под
Яхромой (Дмитровский район Московской области)

В окрестных сёлах до наших дней
дошла традиция почитания этого большого валуна, который называют
Киндяковский камень . Относится к категории мегалитов. Валун лежит в
болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши. (В названии реки явно читается этноним Меря)

...
Читать дальше »
|
Вичуга -
один из самых молодых исторических городов России. Город расположен на
расстоянии около 400 км к северо-востоку от Москвы, к югу от реки Волги,
в 30 км от города Кинешмы. Через Вичугу проходит железная дорога Москва
— Кинешма, автомобильная дорога Иваново — Кинешма.
Город Вичуга
образовался в 1925 году путём объединения трёх десятков населённых
пунктов (19 рабочих посёлков, 5 промзон, одного села и 5 деревень).
Развитые инфраструктуры вокруг трёх главных фабричных центров до сих пор
сохраняют относительную самостоятельность, что является особенностью
города. Город назван по имени железнодорожной станции (первоначальное её
название Новая Вичуга). Станция же своим названием обязана старейшему
населённому пункт
...
Читать дальше »
|

"Yтро" не так
давно писало
http://www.utro.ru/articles/2003/10/02/237066.shtml
о
происхождении
слова "Москва"
и об
исчезнувшем
языке финно-угорского
народа Меря,
что жил
некогда в
самом центре
России, на
территории
Московской,
Владимирской,
Ярославской
и
Костромской
областей. А
затем наш
корреспондент
побывал в
Киеве и
встретился с
автором
книги "Мерянский
язык"
академиком
Ткаченко,
чтобы
оконча
...
Читать дальше »
|

Многие из нас с детства помнят Русские
народные сказки –
но многие ли знают, что часть из них начинается... по-Мерянски.
Сказочный зачин "жили-были" представляет собой типичный двойной глагол.
Эти глаголы в начале сказок или историй широко представлены во всех
финно-угорских языках и вовсе отсутствуют в каких-либо славянских, за
исключением Русского.
"Жили-были" на Мерянском звучало
как "эли-воле". В
буквальном переводе эти слова и перекочевали в русский. "Почему именно
из Мерянского, если существует более двадцати финноязычных народностей, с
которыми русские живут бок о бок?" – спросит читатель. На сей счет
существует целая фольклорная статистика употребления этого зачина по
времени и в привязке к определенным областям. Форма "жи
...
Читать дальше »
|

Когда путешествуешь по
Мещёрской земле, возникает ощущение что
христианство так до конца и не утвердилось
здесь. Слишком уж много почитаемых в народе
Камней, Священных Рощ и источников. Велика
тяга местного населения к дышащей
язычеством глуши здешних болот и лесов.
Много архаики сохранили местные
старообрядцы. После Никановской церковной
реформы именно старообрядцы сохранили
остатки языческих культов, и пронесли их
через века. Именно в старообрядческой
среде до сих пор живут языческие обычаи
почитания Камней, Источников и Рощ.
Об одном из таких святых
мест, где я побывал 12 июня, мой сегодняшний
рассказ.

В пяти километрах к западу от города
Егорьевска сохранился удивительный историко – природный артефакт
Мещёрско-Мерянской эпохи. У
...
Читать дальше »
|

Летом
2009 года
ярославские
краеведы
обнаружили
неподалеку
от Ярославля
любопытный
комплекс
камней,
названный "Мерянский
Стоунхендж"
Есть
теория о том,
что
предтечей
Ярославля
был некий
мерянский
прото-город.
Он процветал
на Волжском
торговом
пути к
арабскому
серебру еще в
IX веке. И
соответственно,
древний город
зародился
под
Ярославлем
задолго до
киевской
княжеской
экспансии. В
восточных
хрониках
есть об этом
смутные
упоминания.
В лесном
капище было
насчитано 19
камней,
выложенных
кругом. В
центре –
крупная
плоская
глыба
размером 1,2 х 1,6 м,
похоже на
алтарный
камень. Рядом
еще 3
здоровенных
камня,
остальные по
размеру идут
по
нисходящей,
наподобие
пирамиды.
Метрах в
двадцати от
капища, на
небольшом
холме, - следы
мерянского
поселения.
Заметны
остатки
более
десятка «мерянских
ям».
Посредине
одн
...
Читать дальше »
|
Мы уже писали на своих страницах о Дьяковской культуре, предшественнице Мерянской. Напомним, что Дьяковская культура, культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи Мери и Веси, а), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников дьяковцев к предкам балтов. На многих памятниках дьяковцев прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 18
...
Читать дальше »
|

Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году.
Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом: "Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху лучьшие жены, глаголюща, яко си жита держить, а си мед, а си рыбы, а си скору. И привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя; она же в мечте прорезавше за плечем, выимаста либо жито, либо рыбу, и убивашета многы жены, именья их отимашета собе
...
Читать дальше »
|
|