Четверг, 28.03.2024, 14:16 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Сентябрь » 14 » Р.Ф. Воронина. Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника
16:35
Р.Ф. Воронина. Женский оберег Великой Богини из Крюково-Кужновского могильника

Среди многочисленных женских украшений из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника VIII—XI вв., хранящихся в Моршанском районном краеведческом музее, выделяется одно поясное украшение. Это бляха с дверкой, происходящая из погребения 39. Бляхи с дверкой довольно часто находят в женских древнемордовских, муромских, и мерянских погребениях. Они лежат на тазовых костях или грудных отделах женских скелетов. Таково было расположение и характеризуемой бляхи.

Она представляет собой широкое кольцо, склепанное из бронзовой пластины шириной 4 см. Диаметр бляхи 13 см. Диаметр дверки 5,7 см. Дверка круглая, впереди имеет язычок треугольной формы, длина его 1/5 диаметра дверки. У перехода язычка в дверку он сужается, образуя небольшие округлые выемки. Сзади дверка имеет прямоугольный выступ. В месте склепки пластины в кольцо сделана прямоугольная прорезь, в которую вставлен и загнут прямоугольный конец дверки. По краю бляха украшена тремя рядами ложной зерни. Вокруг дверки, по телу бляхи проходят семь выпуклин с мелкими наколами у основания. Они идут на равном расстоянии друг от друга: три вверху над дверкой, три внизу под нею и одна выпуклина была прикрыта треугольным язычком дверки. В центре дверки — изображение косого ромба, выгравированного зубчатым колесиком.По вершинам ромба расположены выпуклины с мелкими наколами у основания. Концы его выступают в виде отростков (рис. 1). Изображенный ромб весьма близок к орнаменту традиционных финно-русских вышивок.

Изучая древнюю религиозную символику, можно отметить, что изображение "ромба с крючками... один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента XVIII—XIX вв. на огромной территории, Центральной, Западной и Северной России охватывающей великороссов появившихся на финно-угорской и балтской основе, беларусов появившихся на балтской основе и народы Прибалтики Фенно-Скандии и Урало-Поволжья. Он особенно част у земледельческих народов, но почти не встречается у охотничьих народов севера Сибири".

Значение простого ромба, по мнению Амброза, хорошо известно, это символ женского начала в природе.

По этнографическим данным, приведенным А.К. Амброзом, в XVIII в. у чувашей изображение ромба с крючками было "центральным мотивом нагрудной вышивки женских рубах". Близкие по форме ромбы, вышитые по обеим сторонам груди, были и на женских рубахах у марийцев. Эта вышивка, по сообщению В.Н. Белицер, носит название "сторожа груди" и должна охранять молоко кормящей матери2).

По мнению А.К. Амброза, символика ромба с крючками хорошо известна в этнографии. Это — символ плодородия в аграрной магии. Однако у финского населения лесной полосы Восточной Европы, земледелие которого было тесно связано с огнем, символ плодородия, косой ромб, был увенчан по углам [86] символами огня или солнца, солярными знаками, как бы усиливающими его охранительную силу.


Нагрудная бляха, художественная реконструкция С.Мусиной, 2001

Появление и распространение в костюме волго-финских женщин специального украшения с подобным символом, охраняющим плодородие женщины, говорит о широком распространении этого культа и представления у древней населения Поочья и Верхнего и Среднего Поволжья.

В бляхе из погребения 39 Крюково-Кужновского могильника в центре ромба расположена женская фигура в позе роженицы. Изображение женских фигур с поднятыми руками или раскинутыми руками и ногами довольно широко известно как в вышивках, так и в деревянной резьбе. По всей вероятности, здесь мы впервые встречаемся с изображением одного из почитаемых женских божеств древних финно-угров, возможно, изображением Великой Матери, богини плодородия, аналогичной славянской богине — Макоше.

Б. А. Рыбаков, анализируя древние источники, отмечает широкое распространение этого культа у славян и указывает, "что... на Збручском идоле богиня с рогом изобилия в руке изображена на главной лицевой грани истукана, а вооруженный Перун оттеснен на боковую грань, по левую руку богини с рогом... которую с полным правом можем назвать Макошью"3).

Центральное расположение ромба с крючками и женской фигурой в позе роженицы, символа Великой богини плодородия, говорит о центральном положении этой богини в пантеоне финских племен. Вокруг ромба по телу дверки идут вытисненные зубчатым колесиком изображения. Сюжет и круговая композиция этих изображений уникальны и проливают свет на верования, отдельные культы и идеологию древней мордвы. Справа сверху, над ромбом плодородия изображено дерево (см. рис. 1).

Судя по поднятым вверх ветвям, дерево, изображенное на бляхе, относится к породе лиственных. Вера в духов леса была широко распространена у многих древних народов лесной и лесостепной полосы. [87]

По сообщению М.Ф. Косарева, у многих народов Сибири и Алтая, находившихся на стадии родоплеменных отношений, каждый род имел свое священное родовое дерево4). По верованиям, например, обских угров, после смерти человека его душа в виде птички живет на этом родовом дереве до вселения в новорожденного этого рода. Обитавшая в сходных условиях лесной полосы волжские финны VIII—IX вв., вероятно, имели аналогичные представления и культы. Описывая моления пензенской мордвы XIX в., Б.Т. Евсеев отмечает большое значение культа священных деревьев у мордвы еще в XIX в. Крещеная лишь в конце XVII в., мордва оставалась в значительной степени языческой. Языческий культ был так силен, что христианское духовенство было вынуждено с ним мириться и нередко строить церковь в 300 м от священного дерева. Помолившись в церкви новому богу, "мордва выходила и начинала молиться у священной липы, принося ей жертвы. Священник вынужден был освятить эти моления у липы или ручья и, взяв у прихожан подношения, уходить, оставив их молиться5).

По свидетельству Евсеева, "липы эти пользовались большим почитанием не только среди мордвы близлежащих селений, но и отдаленных"6). Во всяком случае, изображение дерева на крюково-кужновской бляхе свидетельствует о существовании этого культа у мордвы VIII—IX вв. Слева от дерева на бляхе расположено изображение летящей птицы. Символика летящей птицы многообразна. Однако у многих народов она связана с образом бессмертной души — души птицы. Судя по этому, у волжских финнов в IX в. существовали представления, близкие к представления обских угров. Согласно этим представлениям, человек имеет несколько душ.

У женщин их четыре, у мужчин — пять. Первая, видимая, большая душа — тень. Эта душа после смерти человека идет с ним в могилу и живет там, на кладбище. Четвертая душа — бессмертная душа-птица, продолжательница рода. Она живет в голове человека и после его смерти, обратившись в птицу, улетает на родовое дерево, где и живет в течение года, пока не переселится в новорожденного этого рода. По мнению В.Н. Чернецова, с появлением антропоморфной+) души, едущей или идущей, душа-птица летит впереди нее, показывая ей дорогу7).

Изображенная на характеризуемой бляхе летящая от дерева жизни птица, вероятно, душа-птица умершего, показывает дорогу в страну мертвых абстрактной душе. Птица летит влево, по направлению к стоящей в профиль, слева над ромбом плодородия, фигурке животного, возможно, собаки, стерегущей вход в страну мертвых. Внизу, слева, под ромбом плодородия, на дверке изображена извивающаяся, ползущая в сторону собаки змея (см. рис. 1). Символика этого изображения связана с миром мертвых, нижним миром.

Изображение змеи или ящера у многих народов, в том числе у обских угров, связано с нижним миром. Согласно представлениям обских угров, змея и ящерица — символы мудрости. Им известны самые потаенные уголки мира мертвых. Они являются проводниками шамана по стране мертвых в путешествии к предкам во время его камлания.

В данном случае ползущая налево, к фигурке животного, змея, вероятно, изображена не только как символ нижнего мира, но и как проводник души умершего по этому миру. Справа внизу, под ромбом с крючками, на дверке изображены три колоска или травинки.

Как говорилось выше, по самому телу бляхи, вокруг дверки, на ровном расстоянии друг от друга располагались семь выпуклин с наколами у основания. Три выпуклины — солярные знаки вверху над дверкой, три — под дверкой. Седьмая выпуклина была прикрыта треугольным язычком дверки.

Центральное расположение ромба с изображением Великой богини на бляхе с дверкой аналогично центральному положению славянской богини Макоши на збручском идоле. Это дает основание считать бляху с дверкой-оберегом Великой [88] богини. Она должна была охранять лоно женщины от злых сил. Изучение символики этого оберега проливает свет на некоторые аспекты идеологии древней мордвы и ее космогонические представления о мире.

По-видимому, для мировоззрения древних волжских финнов было характерно представление о трехчастности мира. Согласно этим представлениям, мир делится на три части: верхний — мир солнца, света, тепла; средний — мир людей, животных и растений; нижний — мир мертвых предков, темных сил и диковинных зверей. Вероятно, такой моделью мира является описываемая бляха с дверкой. Согласно этим представления, центром Вселенной является богиня плодородия Великая мать, символ которой — ромб с крючками и ее изображением — расположен в центре бляхи.

Верхний мир, мир света и солнца, вероятно, символизируют три выпуклины — солярные знаки над ромбом плодородия. Они означают солнце в движении: восходящее, полуденное и заходящее.

Мир средний, можно думать, символически изображен древом жизни или священным родовым деревом, расположенным справа вверху, над правой стороной ромба и растениями, колосками или травой, изображенными справа внизу, под ромбом.

Слева от ромба с изображением Великой богини — мир мертвых предков, нижний мир. Символами этого мира, можно считать, являются летящая птица — бессмертная душа и стоящая в профиль фигурка собаки, стерегущей вход в страну мертвых, а также ползущая к ней змея, изображенные на дверке, и три выпуклины, солярные знаки, расположенные на теле бляхи под ромбом с крючками, символизирующие, вероятно, полуночное движение солнца по подземному миру.

Объединяет три мира единая космогоническая река, символами которой, вероятно, являются три ряда ложной зерни, идущие по краю бляхи.

Таким образом, бляхи с дверкой — обереги богини плодородия являются своеобразными маленькими моделями Вселенной, отражающими космогонические представления о ней древних. Подобные модели — своего рода "карты" Вселенной, известны и у других народов. Таковы, например, шаманские бубны, символика которых также говорит о представлениях трехчастности мира.

Так как племена волжских финно обитали в местах со сходными географическими условиями лесной полосы, то в VIII—XI вв. их культуры и верования были близки к представлениям других народов уральской культурно-языковой семьи, в частности угров. Не исключено, что близость эта объясняется не только аналогичными условиями географической среды, но и контактами в IX в. с венграми. Отдельные элементы их влияния прослеживаются даже в погребальном обряде некоторых захоронений Крюково-Кужновского могильника. Известны и мордовские погребения в Тиганском могильнике. [89]

1) Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ ("Ромб с крючками") // СА. 1965. N 3. С. 14.
2) Белицер В.Н. К вопросу о происхождении удмуртов // СЭ. 1947. № 4. С. 115.
3) Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 386.
4) Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М., 1984. С. 202.
5) Евсеев Б.Т. Братины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина. СПб., 1914. С. 3. {Кавычка не закрыта в сборнике. OCR}
6) Там же. С. 5.
+) В сборнике «аморфной». OCR.
7) Чернецов В.И. Представление о душе у обских угров // ТИЭ. 1959. Т. 51. С. 131.
8) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. С. 60.

Краткие сообщения Института археологии, вып. 208.
Средневековая археология Восточной Европы. М. 1993.
[86] – конец страницы.
OCR OlIva.

Источник: http://annales.info/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4810 | Добавил: merja | Теги: финно-угры, археология, меря, мифология, мордва | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика