Пятница, 26.04.2024, 06:44 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2023 » Февраль » 1 » Обряд на Туговой горе, Шулык-Корок.
16:16
Обряд на Туговой горе, Шулык-Корок.

«Прощное место», Тугова гора, Шулык-Корок. Камаян-кам находит этих людей по наитию в канун Нового Года и встречает с ними полночь. План пойти на Тугову гору звучит ещö тогда — наводку на место дал Анди.

Для камаян-кама эти люди — маленький спонтанный городской кунд. Для них камаян-кам — залётный чудной с сумками всячин. Кто они? Одна из них — сохранительница Тимер-маа, поэт местного космоса, она держит под кроватью связки слов-вещей: корни, лу, травы, ветви, толгак и многое иное. Из её запасов утром-волгаж формируются дары для Яран Бол-Ава — подношения на зеркале. Другая — совсем юная юдор, полная чистого ещё восторга; в новогоднюю ночь подарком ей достался горно-геологический компас. Третья — пытливая темноволосая юдор, в подарок получившая восьмигранный кубик из безвестных игр: она беспокойна, но пристально всматривается в карты, загадки, раскопки. В это утро к ним не присоединилась четвёртая, улыбчивая, за искру получившая полушутливый мерäн ним — Тол-Ава, «мать огня».

Подношения на арафатке на полу квартиры на юге Ярославля: зеркало-гладь, на нём — варакш толга, шордон лу, ванды, разные йемешак па кылгынак, перламутровая ракушка, солнцеподобная шляпка мухомора. Всё собрано руками на берегах Волги-йок. Прядки волос каждого из четырёх. Четыре монетки-изнанетки. Фигурка имле — четыре золотых копытца — вручную раскрашенная сохранительницей ещё давно. Чöрные ягодки бусин.

На Туговой горе стоит церковь Параскевы Пятницы и располагается кладбище. Кто-то отходит в сторону проведать: «я догоню». Сохранительница рассказывает камаян-каму про похороненных. Камаян-кам говорит, что нужно найти камень, который не был бы могильным. Собравшиеся проходят кладбище насквозь и выходят к заброшенному бетонному строению, упрятанному в снегу и поросли. Оно некрупное, в нём как раз помещается четыре-пять человек.

В строении камаян-кам располагает обломок каменной стены на снегу, возжигаются алтыш и лиственница. Когда все собираются, начинается обряд.

Камаян-кам заводит рассказ, он примерно таков: с начала времён нёс Шордо на своей спине Солнце, Звёзды и Знание, пересекал все миры. И так долго-долго было — но пришло время, и возвели к небу много металлических вышек и строений, и протянули провода по указу Метрополии — запутался в них Шордо и рухнул на землю где-то в лесах Поволжья. Одни косточки остались — вот, одна тут лежит. Заместо Шордо взялся Имле-скакун небо обскакивать, Солнце нести. Вот так оно, как этот мухомор-панга, на спине его и покоится. Вот перо — толга варакшеш — будет ястреб-Варакш рядом лететь, и строго следить, чтобы Имле никто не тронул. А если хотите, чтобы узнала о вас Мерäмаа, чтобы Конь-Имле донёс весть о вас сперва до Бол-Ава, а от неё затем — до всего курымыш конд Яр-Болеш и до всего мерäнского сонма — привяжите прядки своих волос к его копытцам. Ну и также по монетке-изнанетке, чтобы звенели они и слышно было издалека, как резвый Имле бежит с вашими прядками. Так он и ускачет за горизонт, и донесёт весть о вас.

Камаян-кам уточняет, все ли хотят познакомить себя с Бол-Ава, и с сонмами этой земли. Собравшиеся по очереди привязывают свои прядки и металлические шайбочки к ногам конной фигурки. Кто-то уходит на перекур. Конь-Имле звенит шайбочками в руках камаян-кама и встаёт на все четыре.

Дары располагаются на доске пониже. В ходе обряда они сплетаются в образ Волги-йок. Зеркало-сула — гладь воды или льда. Два берега — ребро Шордо, собранная на одном береге, па извилистая ветка, подобранная на другом. На дне покоится ракушка. Над рекой парит Варакш — вот его перо. Так говорит камаян-кам: если будете продолжать ваш разговор с Бол-Ава и другими, то, может, и получите своё мерäн ним — мерянское имя. Вот Тол-Ава уже получила — ей повезло, такой был подарок. А вы свои если хотите получить, возьмите сейчас по слову-вещи, и когда придёте с ним к Волге-Ава, сможете получить своё ним.

От Волги-Ава сам камаян-кам своё имя потом и получил, но это уже другого дня рассказ, и в тот день он известен не был.

Юная юдор берёт сула. Поэт-сохранительница — берёт тоя йокеш. Темноволосая пытливая — берёт толга варакшеш. Камаян-кам берёт лу шордеш. На том обряд завершается, кунд расходится, оставив Имле на каменной плите в своём спонтанном капище, что на Шулык-Корок, на Туговой горе, на «прощном месте».

Меж Кутӱк. Москва - Ярославль - Ветлуга. Январь 2023.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 745 | Добавил: merjanyn | Теги: Merjamaa, Тугова гора, шаманизм, меря, мифология, магия, ярославль, Меряния, космология | Рейтинг: 0.0/0
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика