Пятница, 20.09.2019, 11:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2019 » Сентябрь » 4 » Русская волынка, мерянский шевырь и этническое самосознание.
11:09
Русская волынка, мерянский шевырь и этническое самосознание.

Сейчас почти у всех волынка ассоциируется с шотландцами. Тем не менее она в качестве национального инструмента есть, у таких, казалось бы разных народов, как бретонцы, испанцы, болгары, беларусы, латыши, марийцы. В этом свете хочется упомянуть замечательную бретонскую традицию "оркестров-багад". Бретонцы довели любовь к волынке до профессиональных высот. И сделано это было не стихийно, а ещё в XIX-XX веках, на основе бретонского движения национального возрождения. Как, между прочим, случилось и с ирландскими танцами, ставшими брендом, они были созданы "Гэльской Лигой" практически с нуля, из деревенских танцев в XIX веке.

Но самое главное вот что. Ведь волынка это издревле великорусский музыкальный инструмент. Общеизвестно, что до Романовых на Москве скоморохи, да и не только они, играли на волынках. Иностранцы-путешественники в своих отчетах множество раз описывали города Московии, как города, наполненные звуками этого инструмента. С тех времён нам остались врезанные в сознание выражения:"волынить", "не тянуть волынку". Само слово "волынка", песни и поговорки про неё — чисто русские, но вот беда: всё это есть, а самой волынки нет, от слова совсем. 


Беларуский дударь с дудой (волынкой).
Фото начала XX века, Виленская губерния.

Точнее есть её следы в этнографии XIX века, но исключительно в северо-западных регионах Смоленска и Пскова, входящих не в великорусский, а беларуский (литовский) этно-культурный ареал. Так же отлично сохранилась она у поволжских финнов — марийцев, эрзи, мокши, чуваш, наших давних соседей. А в этнографическом центре великороссов нет и следа. Из свидетельств только пара рисунков древнерусских волынок из миниатюр новгородской Симоно-Хлудовской псалтыри XIII века, идентичных рисункам миниатюр Радзивиловской летописи XV века.


Волынки архаичного марийского типа
в миниатюрах Симоно-Хлудовской псалтыри. Новгород XIII век.

Вот на них и остановимся.

Волынки, которые мы видим в Симоно-Хлудовской псалтыри и Радзивиловской летописи идентичны шӱвыру — реликтовому инструменту марийской музыкальной традиции. По своим принципиальным конструктивным параметрам шӱвыр восходит к архаичной восточноевропейской волынке раннего средневековья и состоит марийский инструмент из простого бычьего или лошадиного пузыря в который вставлены всего две трубки: одна для нагнетания воздуха (с запирающим клапаном) и две игровые, мелодические — из птичьих костей, меди или олова. Игровые трубки укреплены в деревянном ложе; на них и на ложе надет раструб из коровьего рога.


Волынки архаичного марийского типа в миниатюрах
Радзивиловской летописи XV века. 

Название волынки — шӱвыр — происходит от слова «пузырь». В северо-зап. марийском
диалекте — шавыр, шабур, в горномарийском — шӹвӹр, в луговом марийском — шӱвыр.

Интересно, что подобное слово было в мерянском языке в форме - шевырь, шовырь. В Московии в средневековье у русских было в ходу мерянское мирское имя Шевырь, Шовырь. Оно присутствует в книге академика С.Б. Веселовского "Ономастикон.  Древнерусские имена, прозвища и фамилии": средневековое русское имя Шевырь (Шовырь), Шевырев: князь Федор Дмитриевич, Шевырь Щепин-Оболенский, умер в 1535 г., Иван Афанасьевич Шевырев, 1627 г. Есть современная русская фамилия Шевырев, происходящая от древнерусского, мерянского имени Шевырь. В Поволжье существуют топонимы: Шевырята, Шевырталово, Шевыревка, Шевырево, Шевырино производные от имени Шевырь или исходного слова шевырь в значении - "пузырь", "волынка".


Марийские музыканты волынщик и барабанщик. Фото первой половины XX века.
Архив Центра народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл

Вернемся к московскому средневековью. Была у московитов — пост-мерян, мещеряков, потомков словен и кривичей волынка и после воцарения Романовых исчезла. И кажется, это не хорошо. Для нашего самосознания. 


Эрзянский юноша с волынкой "пувама". Фото конца XIX века.

"Русский народный инструмент" балалайку, если кто не знал, практически "с нуля" придумал в середине XIX века Василий Андреев. Не знаем почему выбор пал именно на балалайку, с таким же успехом можно было возродить шевырь-волынку, т. к. её история прослеживается с как минимум с XIII века, а вот форма балалайки известна лишь с XIX века, сами посмотрите на картины, фрески, миниатюры до восемнадцатого столетия, там молодцы играют на инструменте скорее похожем на восточный дутар, совсем не треугольной формы.

Собственно, в чем идея?

Попытаться возродить нашу старую добрую меряно-русский шевырь. Это очень самобытный, давний, красиво звучащий народный музыкальный инструмент традицию которого сберегли, и сохраняют сейчас наши братья марийцы. Слушая "Scotland the Brave", вас никогда не ела добрая зависть, почему у шотландцев есть такой мощный национальный символ, который гордо и по-европейски звучит, а у нас есть только почти высоко-звучащая балалайка, которая к тому же, не играет в классических оркестрах?

Merjamaa 2019 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 626 | Добавил: merjanyn | Теги: музыка, меря, шотландцы, шевырь, шувыр, Залесье, великороссы, волынка, Ирландцы, марийцы, кельты, Идентичность | Рейтинг: 5.0/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика будущее Унжа вятичи Залесье волга нея деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2584
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1102
Статистика
Яндекс.Метрика