Среда, 24.04.2024, 22:05 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Январь » 16 » Спираль этнофутуризма
13:37
Спираль этнофутуризма

Течение этнофутуризма в искусстве, похоже, явление постоянное. Во всяком случае, неправомерно считать его чем-то новым применительно к финно-угорским и славянским памятникам Центральной России, так как (к счастью!) невозможно зафиксировать официальное прекращение традиции.

Безусловно, самым ярким проявлением этнофутуризма можно считать так называемый псевдо-русский стиль, знаменитый, в первую очередь, по таким архитектурным памятникам, как здания Исторического музея и Ярославского вокзала. К сожалению, наша архитектура не может активно использовать зооморфные или сложные орнаментальные элементы, в отличие, например, от готики, что делает ее весьма абстрактной. Действительно, даже такие ранние произведения этнофутуризма, как храм Василия Блаженного, мало информативны с точки зрения древней народной традиции.



В поисках более явных знаков стоит обратиться к не столь заметным малым формам, и тогда мы обнаружим, что успешные попытки сохранить свое видение мира были всегда. Только надо уметь их замечать.

Пожалуй, один из самых показательных примеров раннего этнофутуризма (обратите внимание, XVI век!) – так называемая Уточья башня… Троице-Сергиевой лавры. Ее венчает не шпиль, не крест, а традиционная мерянская уточка, фигурки которых сотнями находят в финно-угорских погребениях.



А если вернуться к псевдо-русскому стилю в конец XIX – начало XX века, то стоит обратить внимание не на каменные, а на деревянные формы, где многие архитекторы активно использовали сакральную символику мери и других финно-угорских народов.

В поисках источника вдохновения современным этнофутуристам даже необязательно выезжать в заповедные глухие места: в самом центре Москвы (Чистопрудный бульвар, дом 14, строение 3) можно и сегодня увидеть великолепное собрание зооморфных фигур – вариации на тему резьбы знаменитого Дмитриевского собора во Владимире.



Дата постройки дома – 1908-1909 гг., фигуры были выполнены художником С.И. Вашковым, который впоследствии сам жил в этом здании. Схожие по стилю, звери все же отличаются от древних изображений, но, несомненно, художник придерживался определенной иконографической программы: об этом свидетельствует, например, классическое Мировое Древо с ящером под корнями и птицами в ветвях.



Расположенные рядом утка и двуглавое животное (хотя и не конек) недвусмысленно намекают на финно-угорские зооморфные украшения. Некоторые фигуры дополнены магическими символами.



В заключение хочется пожелать внимательнее присматриваться к окружающей действительности: наши корни не мертвы, и наши Предки продолжают слать нам знаки через сотни и тысячи лет.

Автор: Илья Ильм http://ilya-ilm.livejournal.com
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3329 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика