Четверг, 24.09.2020, 15:40 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2020 » Сентябрь » 2 » Своясовая зетка жгонов, или валенки "для всея Руси"
11:29
Своясовая зетка жгонов, или валенки "для всея Руси"

В Костромской области, как известно, земли не очень плодородные, да и климат оставляет желать лучшего… Что поделаешь – зона рискованного земледелия. Чтобы заработать денег, мужчины в крестьянских семьях после уборки урожая вынуждены были уходить на заработки – «в отход» - катать валенки «для всея Руси».

В деревнях современных Нейского, Макарьевского и Мантуровского районов это был один из основных источников дохода.

Жизнь на чужбине заставляла жгонов (или пимокатов) иметь свой тайный язык. Вообще слово «жгон», как считают специалисты, происходит от удмуртских слов «ыж» - овца и «гон»- шерсть. Пимокаты разговарили на "жгонке" в присутствии посторонних людей – "масов", которых было нежелательно посвящать в свои секреты:

«Жгоны седмают, зетят по-своясному. А масы ни шпаря не сенжат, только михорками помихоривают».
(«Жгоны сидят, разговаривают по-своему. А местные мужики ни х** не понимают, только глазами хлопают»)


Александр Вячеславович Громов

Первые упоминания о тайном языке жгонов относятся еще к середине XIX века – тогда Владимиром Далем был подготовлен словарь костромских пимокатов. Позже, уже в наше время этот словарь был уточнен и существенно расширен благодаря усилиям жителя Мантуровского района А.В. Громова. Весь накопленный материал – а это более 1000 слов – вошел в его книгу «Словарь жгонского языка»:

«Усенжат ли издатели ту зетку земляков,
Они по-жгонски зетили, не токмо «тонь межок»,
Что пуксить мне, не петрю я, я тоже шаповал…»

(«Поймут ли издатели речь моих земляков,
они по-своему говорили не только «воруй шерсть»,
что делать мне, если я тоже труженик…»)

Начался жгонский язык с секретов производства. Таким образом жгоны закрывали работу своей артели от чужаков. Однако возможности жгонского языка не ограничивались только профессиональными интересами. В тайном языке отражены все понятия – от уклада сельской жизни до интимных отношений.

Вдалеке от дома всякое бывало – жгоны там не только работали в поте лица. Например, идет мимо жгонов красивая женщина, и один жгон другому прямо при ней зетит по-своясному:

«Хлит саёвая юдора, саксы межовые, полюсить бы».
(«Идет красивая баба, грудастая, приласкать бы ее»)

Доходили костромские жгоны до Татарстана, до Сибири…

«Наши коржаки хляли до Сибири, семьи были ульные, арбезят уло было»
(«Наши деды доходили до Сибири, семьи большие были, много было ребятишек».)

Как вспоминают еще оставшиеся жгоны, сибиряки жили богато:

«У сибирского маса
Есть и куфта, и кремза.
Кремзу троим, куфту швоим,
И яроним на шоша».

(«У сибирского мужика и баба есть, и мясо.
Едим мясо, е*** бабу, и работаем абы как».)

Что такое «швоиться» вы, сами догадаетесь)

Не секрет, что на территории Костромской области издавна проживали финно-угорские народы. Земли до реки Нея были заселены древним народом меря, за Унжей – марийцами или черемисами, на северо-востоке чудь или древние коми, а территория современных Макарьевского, Нейского и Мантуровского районов была пограничной зоной контактов этих народов. Неудивительно, что основу жгонки, которая была распространена как раз на территории этих районов, составили слова из мерянского языка. Например, «перт, перта» (дом, изба), «кинда» (хлеб), «тул» (огонь)- взято из мерянского.

Часть слов была удивительным образом позаимствована даже из греческого и английского языков. Позаимствована и переиначена на свой манер: картофель на жгонскском – это «потетесы» (англ.), понимать – «сенжить» (греч.). Кто занес эти слова в костромские леса – загадка.

Чтобы засекретить какое-то понятие, использовали и видоизмененные русские слова. Например, валенки – «упаки», от слова «упаковывать». Чтобы получить валенок, надо было упаковать шерсть в форму:

«Жгоны упаки сшошили, сары скосали – ухлили. И осехнули масов без мижу, без упаков»
(«Жгоны валенки схалтурили, деньги взяли и уехали. И оставили мужиков и без шерсти, и без валенок»)

Однако происхождение многих слов сложно объяснить, и некоторые исследователи считают их продуктом народной фантазии. Одни только «безбилетник» (таракан), «мокропузик» (огурец) или «беззаботный» (самовар) чего стоят!

«У, керя! В ряхе безбилетников уло хляет! Захливаем из перта!»
(«Ну, брат! Здесь полно та раканов! Уходим из этого дома»).

Что тут скажешь, жгонский язык веселый! Даже слово «жизнь» у жгонов звучит как-то легкомысленно – «жихморка». «Жихморка у жгона саёвая» - значит, «жизнь у жгонов хорошая». Но как бы там ни было – жгонка – это тяжелый ручной труд.

На чужой стороне к отходникам относились с недоверием, а в советское время и председатели сельсоветов старались максимально обложить жгонов поборами. «Мало того, что валенки ему, его друзьям и всей родне сделай, так еще денег дай и напои как поросенка» - вспоминают старики. В таких ситуациях жгонский язык очень выручал: прихляют масы – приходится от них отзечиваться.

Зато заработав денег, жгоны довольные возвращались в родные деревни:

«К белеховке прихлеваем –
Туло ульное тулит.
В енном перте за киндовом
Куфта швойная сидит…»

(«Подходим к деревне,
пламя (в груди) сильное горит,
в хате е*** баба сидит».)

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 500 | Добавил: merjanyn | Теги: меря, валенки, ведикороссы, Костромская область, жгонский язык, этнография, жгоны | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра ингрия священный камень народное православие антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика будущее Унжа вятичи Залесье волга нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2677
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1186
Статистика
Яндекс.Метрика