Четверг, 25.04.2024, 14:19 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Август » 9 » Унженская кереметь. "Чёрная береза" и источник "Поток"
01:01
Унженская кереметь. "Чёрная береза" и источник "Поток"

 
7 августа, в Макарьеве на Унже-реке праздновали день преподобного Макария Унженского. Чудотворец Макарий, знаменит, в первую очередь, своими исцелениями. К старцу всегда тянулись люди за телесной помощью, советом. Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Ну и галичских мерян конечно же. Люди тянутся к нему и по сей день.
 

 
На Унже, как и в других местах нашей земли, христианство вобрало в себя древнее финно-угорское язычество и стало русским православием. Как это происходило конкретно, видно из жития святого Стефана Пермского, современника преподобного Макария.

Родившись в Великом Устюге, он получил прекрасное образование в Ростове Великом. В 1379 году отправился в пермские земли крестить коми-зырян по Вычегде и Северной Двине. Он создал для них алфавит на основе греческих букв и местного зырянского рунического письма, перевёл на их язык Священное Писание, нарисовал знаменитую Зырянскую Троицу.
 

Преподобный Макарий Унженский

Никто не усомнится, что он был большой просветитель, но главный его подвиг состоит в том, что в Усть-Выми он срубил священную «прокудливую берёзу», которой пермские финны поклонялись как божеству, и поставил на её месте церковь. Словарь Даля объясняет слово «прокудливый» как проказливый, бедокуренный, шаловливый, пакостливый. Понятно, что всё касаемое народной веры, для церкви прокудливо. Сколько таких священных берёз срубили миссионеры, вроде Стефана… Рубили, рубили да недорубили.

Потому, что политика духов нашей земли (воплощённая в народе) была сдержанной (правда, преемников того же Стефана и многих других миссионеров убивали) и мудрой: проникать в само христианство. И вот результат: священные березы опять повырастали, к ним идут потоком люди, берёзу на Троицу вносят во все храмы, священные родники и камни почитаются... Почему? А потому, что религия наших предков вошла в саму кровь русского православия.

Финно-угорский сакрум пришлось ввести в круг православного культа. Языческие Архетипы вещь вечная, с ними бесполезно бороться...
 
Прокудливая береза с Унжи-реки


Одна такая священная береза, прозванная в народе "Черной" живет на роднике "Поток" в пяти километрах от деревни Шемятино Макарьевского района Кострома кундем. Береза и источник, образующие единый комплекс посвящены Богородице. Каждый год в праздник Владимирской иконы Божьей Матери (6 июля) священник села Унжа батюшка Константин проводит здесь службу...
 

 
До сих пор в народе существует предание о его возникновении. …Когда-то в старину, давным-давно, местные меряне нашли в густом лесу у источника на древе икону Богородицы. Как она туда попала, никто не знает. Священники отнесли икону в ближайшую Ануфриевскую церковь, но на следующий день она оттуда исчезла. Обнаружили икону на старом месте в лесу. И решили тогда построить там часовню, а место стали называть «святым». Можете не сомневаться, святым это место было за долго до явления иконы и даже самого преподобного Макария. Явление иконы - часто связано с желанием окрестить тот или иной языческий объект и вести его в круг православного культа.
 

 
В далекую мерянскую старину из каждой деревни вели лесные тропы к этому месту. Шли люди сюда бесконечно, как бы потоком, (отсюда и название места «Поток») полечиться, умыться святой водой, побыть наедине с Духами. В годы Советской власти власти запрещали ходить на «Поток», комсомольцы сожгли часовню, сам источник заравнивали, закапывали землёй, но он снова обретал жизнь и живет по сей день. Он будет жить вечно как и наш народ.
 

Сейчас сюда по-прежнему идут люди лечиться, молиться, умыться святой водой. Часовню отстроили заново, внутри уютно, чисто и светло.. Всё здесь напоминает деревенскую избу: занавески на небольших окнах, коврики, стол, множество икон, обетные платки. Чистая и прозрачная бьет из земли живительная вода.
 

 
Говорят, святая вода Великой Матери, Богородицы все болезни лечит. Её набирают рядом с избушкой. Купаются здесь немного ниже по течению ручья, рядом с Черной березой. Омоются святой водой и на ветви вешают одежду в которой пришли, тряпицы. Таким образом оставляют все свои хвори. Вековая "Черная" береза словно рвется в небо и тоже считается в народе целебной. Попробуйте прислониться к её стволу и почувствуете теплоту, которая от  нее исходит...

Вера народа в исцеляющую силу дерева и воды живет тысячелетия. В ней воплощён жизненный опыт цепи поколений наших предков — сперва язычников, а потом и христиан...

Шам Ольма. Мется Куннта, Кострома
 










Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4732 | Добавил: merja | Теги: Унжа, меря, святые деревья, Макарий Унженский, макарьев, святой источник, Черная береза | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика