Пятница, 19.04.2024, 23:12 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Март » 3 » Усть-Шексна. Мерянский мегаполис 11 века.
10:58
Усть-Шексна. Мерянский мегаполис 11 века.

Благодаря поддержке Фонда Сороса и интернет-центра Ярославского государственного университета в Сети можно посмотреть археологические собрание Рыбинского музея-заповедника(Включая также немалое количество уникальных объектов под названием "фрагмент керамики". )


Это находки из Усть-Шексны - роскошного памятника XI-XIII вв., богатого и нового, который только 15 лет как открыт. Это поселение в домонгольский период превосходило Ярославль и Углич и уступало по размерам лишь Ростову. Упоминается оно в знаменитой летописной статье 1071 года о восстании мерянских волхвов. Именно в Усть-Шексне боярин Ян Вышатич передал этих волхвов для мести родственникам принесенных ими в жертву женщин. (Смотрите материал - Мерянские волхвы древней Руси)


Кстати, любопытно, что так же, как и древнейшие мерянские города Северо-Востока Ростов и Белоозеро, Усть-Шексна не имела укреплений, располагаясь на берегу. Что, собственно, вовсе не делает ее так любимым И.В. Дубовым ОТРП (открытым торгово-ремесленным поселением), а лишь доказывает, что серьезных военных угроз в этих местах в это время не ощущалось. 


Сейчас Усть-Шексну методично копают Александр и Ирина Рыкуновы. Украшения финно-угорских типов, обнаруженные в Усть-Шексне, принадлежат уже периоду вхождения мери и веси в состав княжеств, возглавляемых князьями из рода Рюрика. Они не образуют какой-то целостной этнически определимой группы. Большая часть из них могла в это время присутствовать на всей территории будущей Московии от Поочья до Заволочья. Попадаются вещи и эрзянского облика, и пермского, и продукция новгородских мастеров, массово делавших своих уточек-драконов с шумящими привесками на потребу вкусам местного финского населения. Это неудивительно, поскольку Усть-Шексна явно была торгово-дружинным центром, где пришедшие в движение группы населения встречались и смешивались. Там формировалась та новая культура, для которой характерны многочисленные зооморфные подвески типов, получивших распространение в XI-XIII вв. и которая, собственно, во многом являлась продолжением культуры финских автохтонов территории Верхнего Поволжья. 





Усть-Шексна находится в 100 км северо-западнее Ярославля, в 300 км от Москвы и в 600 – от Санкт-Петербурга, там, где в Волгу впадает один из её крупнейших притоков – р. Шексна, напротив современного города Рыбинска. 

Ещё в 1837 г. М. Гомилевский, автор «Описания города Рыбинска» писал: «Летописи не сообщают нам точных сведений … о времени появления Рыбинска … впрочем, есть следы неизгладимые, по которым видно, что заселение … относится к правлению Ярослава Мудрого». Сейчас трудно сказать, что именно довелось застать и обнаружить современнику А.С. Пушкина, но современные археологи нашли «следы неизгладимые» в древней земле, их работы подтверждают мнение Гомилевского и позволяют представить себе забытый древнерусский город...

Как правило, если не известна точная дата, когда город был заложен, то "днем рождения” принимают дату первого упоминания в летописях. Именно под 1071  годом в "Повести временных лет” помещен рассказ о том, как во время большого неурожая и голода два мерянских волхва из Ярославля подняли восстание. Не смотря на то, что в летописи отсутствует упоминание названия Усть-Шексна, мы можем с уверенностью сказать, что речь идет именно о ней. 


Известно что волхвы, как зачинщики бунта, были повешены Яном Вышатичем на дубах, в поселении, которое находилось в устье реки Шексны. 



По итогам раскопок уже сейчас можно утверждать, что Усть-Шексна -  это своеобразный мегаполис финских Верхне-Волжских земель, имевший первостепенный торговый и административный характер и явно не рядовую площадь. По последним исследованиям до 20 га. Для сравнения - площадь летописного города Ярославля того времени – 3 га. Усть-Шексна превосходила даже такие древние города как Углич, Ростов и Владимир. Об уникальности поселения говорят такие находки,  как серебряные монеты-динарии западноевропейского государства Фристляндия, имевшие хождение еще до первого крестового похода, арабские дирхемы IX века, оружие и многое другое. Это говорит о том, что город имел обширные торговые связи с ведущими государствами того времени. 


В XI-XIII веках бурно развивающийся город на торговом пути Волга-Шексна-Балтика представлял собой крупный торгово-ремесленный центр; более того, это был второй по площади город после мерянского Ростова.


Многорядная усадебно-дворовая застройка с деревянными «тротуарами» и частоколами обеспечивала жильём несколько тысяч горожан. Впечатляют находки древнерусских кирпичей и напольных керамических плиток.


Рыбный, пушной промыслы, сельское хозяйство были подсобными занятиями жителей. Основной доход давали металлургическое, кузнечное, ювелирное, гончарное и косторезное производства, обслуживающие «международную» торговлю.



Торговля в городской экономике играла важнейшую роль. Наглядным примером являются находки серебряных монет: арабских дирхемов IX-X вв., западноевропейских денариев XI-XII вв., русских монет XIV-XV вв. Монеты принимались по весу, о чём свидетельствуют усеченно-сферические гирьки. Найдены десятки торговых пломб – свинцовых пластинок со следами шнура и знаками владельцев. Среди них есть и трезубцы – знаки Рюриковичей. О развитой торговле свидетельствуют и элементы «портовых» сооружений, а о её размахе позволяют судить находки изделий далёкого импорта: от передней и центральной Азии до Скандинавии и Западной Европы.

Свидетельством зажиточности населения являются предметы с эмалью, позолотой, Византийская мелкая пластика, скандинавские серебряные привески, клад серебра, Киевские кресты-складни, сердоликовые сирийские бусы, многочисленные «импортные» браслеты, перстни и другие украшения.

Помимо этого, необычайно высокий уровень металлургии, качество многочисленных ножей, найденных в ходе раскопок на территории памятника, вызывают удивление даже у современных специалистов в области изготовления и обработки металлов. 60% всех металлических орудий изготовлены по сложной технологии, неким "бутербродом”. Сердцевина которого - хорунжая сталь (булат), с обоих боков облепленная более мягким металлом (аналог Ст. 50). При пользовании таким ножом режущая кромка самозатачивается. Столь высокий уровень обработки металлов редко встречается на территории даже Руси, к примеру, в Киеве, по подобной технологии изготовлялось едва ли 20% всех металлических орудий. 


Уникальность поселения Усть-Шексна подтверждается с каждым новым сезоном, с каждой новой находкой.


О богатстве жителей говорят и многочисленные хитрой конструкции замки и ключи. Но самый крепкий замок не мог помочь при нападении врагов – для этого требовались надёжные воины. Об их профессионализме мы можем судить по находкам оружия (боевые топоры: секиры и чеканы, сулицы, копья, кистени, бронебойные стрелы, «чеснок») и доспехов (обнаружены фрагменты кольчуги и пластинчатого доспеха). О коннице свидетельствуют стремена, шпоры, удила, конские шипы. Впрочем, в 1238 году Батый оказался сильнее…

Прекращение активной торговли в результате татаро-монгольского нашествия в сочетании с эпидемиями чумы 1352-1364гг.  предопределило постепенный упадок города. Повышение в XIV в. уровня воды в бассейне Волги, также внесло свою лепту, утраченной оказалась северная, а в XV в. – и центральная части города. 

Но Усть-Шексна не угасла: московские источники XV-н.XVI вв. описывают его как волостной административный центр с таможенными и промысловыми функциями. 

Лишь острая политическая борьба в Московии и возникновение своеобразной «оффшорной зоны» – Рыбной слободы – привели к «переносу» древнего центра, жители которого на протяжении 2-3 поколений перебрались на правый берег Волги. Культурный слой к.XVI-XVII вв. на памятнике Усть-Шексна отсутствует, в то время как на правом берегу Волги самые ранние слои (XVI в.) сразу фиксируются на весьма значительной территории: св. 10 га.

Постепенный процесс «переноса» подтверждают и письменные источники: до XVI в. встречаются лишь упоминания Усть-Шексны, в первой половине XVI в. наблюдается как раздельное, так и совместное бытование топонимов, а с 1572 г. упоминается лишь Рыбная слобода, за которой указами московских князей были закреплены рыбные ловли и таможенные функции. Аналогичная судьба оказалась у г. Романов и Борисоглебской слободы (ныне г.Тутаев). Так средневековый город Усть-Шексна на рубеже XV-XVI вв. явился первопричиной и «катализатором» появления Рыбной слободы (современного Рыбинска), перенявшей функции и поглотившей население древнего центра с 500-летней историей.

Нам думается, что престиж страны - это не только рост экономики, спортивные победы, но в первую очередь бережное отношение к наследию предков. Его изучение, сохранение и грамотное использование имеют большое научное значение.  Расширенные археологические изыскания в землях европейского Севера и Северо-Востока со временем позволят не только разрешить ряд спорных вопросов этнической истории русского народа (Откуда есть пошли русские?), но и на современном уровне взглянуть на средневековую историю Великого Новгорода, и Московии, лучше понять и оценить значение всего этого региона в истории России.    








Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8148 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика