ИЗ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ
Кто из современных жителей города
Александрова может дать безошибочный ответ
на вопрос, что такое КОКУИХА и где ее искать.
Пожалуй, только коренные старожилы да еще
музейщики знают ответ, и взмахом руки
укажут ее место. Какие дремучие названия:
Свистуша, Ликоуша, Кокуиха! Кем и когда так
названы эти уголки нашего древнего города?
Даже старожилы скажут. "Не знаю. Давно это
было!". А как давно, стоит попытаться
выяснить.
Еще со школьных лет 50-х годов на экскурсиях
в местный краеведческий музей и на лекциях
местных краеведов нам объяснялось, что
название улицы Кокуиха связано с
иностранцами, проживавшими здесь во
времена грозного царя. То же писал в своих
очерках Н.А. Глазунов: "Улицы с названием
Кокуиха были также в Москве, Загорске (Сергиевом
Посаде), Киржаче; так они назывались, потому
что там жили иностранцы. И русские люди, не
зная иностранных языков, называли их "кокуи",
а улицы, где они проживали, назывались "кокуиха".
Н.А. Глазунов - коренной житель города, жил
рядом с Кокуихой, сведения об ее истории и
происхождении названия наверняка получил
от учителей истории в гимназии и от своего
отца - земского учителя и коренного
горожанина. Вероятно, то же объяснение
получают на экскурсиях и в школе
современные школьники.
Если Кокуиха - место, заселенное в старину
иностранцами, то почему же возникло тоже с
давних времен название "Поднемецкая
круча", буквально в следующем за Кокуихой
квартале? Как писал Н.А. Глазунов: "...там
жили иностранные послы, чуть западнее
обрыва". Название "Поднемецкая"
конкретно указывает место проживания
иностранцев. Два разных названия, но оба
связаны с иностранцами.
Спасибо старожилам, благодаря их сведениям
стало возможно покопаться в истории
происхождения топонима Кокуиха. Коренная
жительница Кокуихи, известная журналистка
А.С. Атабекова в своем очерке "Рожденные
для прекрасного" в главе "Моя
Первомайская" привела новую информацию о
Кокуихе: "...Заканчивалась (ул. Миллионная
- Первомайская, В.Б.) горой Кокуихой... ...Кокуиха!
Это название всегда волновало мое
воображение... ...старые названия: Стрелиха,
Садовня, Конопляники, Староконюшенная
улица и др. Отражали древний дух Слободы.
Вполне понятно, что на Стрелихе жили
стрельцы, на Садовне - садовники и т.д. Но кто
жил на Кокуихе? Откуда это название?".
Журналистка обратилась к книгам. В
энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и
И.А. Ефрона прочла: "Кукуй ("кокуй" и
"кокуева") - историческое урочище в
Москве, бывшая немецкая слобода между Яузой
и ручьем Кукуем, названная так вероятнее
всего от ручья. Немцы, как гости, т.е.
иноземные купцы, поселились тут при Иване
Грозном". Далее А.С. Атабекова допускает (как
и предыдущие местные краеведы), что от
немцев-купцов, пришедших с царем в
Александрову Слободу, произошло название
Кокуиха. А как же в других городах, где не
было иноземных гостей, это название
бытовало издревле? Автор обращалась и к
словарю В.И. Даля, но подходящего толкования
не нашла. Но зато названа гора Кокуиха! Со
мной могут поспорить, что гора названа в
честь улицы. Ан, нет! О существовании горы с
таким названием еще в первой половине XIX
века в книге "Свод памятников
архитектуры..." Владимирской области
написано следующее: "Застройка города
уплотнялась и часть его рельефа
приходилось выравнивать. Так в 1849 г. по
заказу Думы была срыта возвышавшаяся над
рекой между ул. Миллионной (современной
Первомайской) и ул. Березки (современной
Революции) гора Кокуиха".
Эта уникальная информация
приближает к новому толкованию
происхождения загадочного топонима.
Обращаюсь к волшебнику русского языка В.И.
Далю и в его словаре ищу подходящее
толкование. Оно есть! Словом
кокуй в старину называли девичий убор
кокошник, а еще кокуй - день, праздник Купалы,
игрища. Если принять последнее толкование -
игрища на Купалу, то они происходили на
Кокуихе уж точно не во времена Ивана
Грозного, и не иностранцы праздновали на
Кокуихе Купалу! А кто же? Если
слово Купала славянского происхождения, то
слово кокуй - из угрофинского языка. Со
школьных лет известно, что до славян в наших
местах проживали меряне (меря - угрофинские
племена). В одной из телевизионных передач
из Финляндии, посвященной празднованию там
дня рулады, было сказано о восжигании на
горах и лугах огромных костров из березовых
бревен. Костер носил название -
кокуй. Интересно, что в одном из угрофинских
наречий береза называлась "куй".
Вспомним, что в старину накануне Ивановой
ночи девушки плели венки, а потом в день
Купалы бросали их в реку и гадали о своей
участи. Вполне допустимо, что венок из
молодых береговых веточек уже назывался
кокуй, а уж потом, во времена славян,
головной убор кокуй стал называться
кокошником.
Вид на Александровскую слободу
с берегов Серой.
Таким образом, в очень отдаленные
времена, более тысячи лет тому назад, на
месте теперешних кварталов улиц
Первомайской и Революции на возвышавшейся
над рекой Шерой (Серой) горе Кокуй в ночь на
Купалу зажигались огромные костры,
устраивались подобающие купальскому
празднику игрища с хороводами, купаньями,
перепрыгиваниями через очищающий огонь, с
гаданьями на венки в водах реки. Кстати,
название нашей реки Шера, Сера, тоже
угрофинское и означает - река.
Вероятно, возле горы было сначала мерянское,
а затем славянское поселение, ставшее ко
времени приезда к царю Ивану IV иностранцев
слободкой Кокуихой, одноименной с
Московской. Вполне можно допустить, что
гора Кокуиха была когда-то курганом. А потом
ее снесли, оставив нам на память о ней
только имя.
В закрепление своей версии привожу
выдержку из книги "Русский народ": "В
Москве исстари славится вода на трех горах,
и эта местность (Кокуева слобода) была не
менее славна своим гуляньем в Иванов день...
...здесь разводили огни и пировали".
Автор пишет, что название ручья Кокуй
напоминает финский Кокуй. Есть еще одно
название бывшей горы, сейчас практически
неизвестное, - Крестовка. Рассказала мне об
этом Е.А. Гаранина, а ей дедушка - земский
учитель А.П. Глазунов, оба коренные жители
старой слободки. Можно предположить, что
при крещении местного населения на горе
Кокуй был установлен православный крест,
может быть, и деревянная церковка, как бы
уничтожавшие и очищавшие все бывшее
языческое. Но вот как-то название Крестовка
менее памятно, чем Кокуиха.
Очень красив вид с Поднемецкой кручи, с
Кокуихи. Просматриваются все северо-восточные,
восточные и юго-восточные окраины
современного города. Хорошее место для
древнего поселения. Как же называли его
наши предки? Эту тайну знают река Серая да
старая круча бывшей слободки.
В. БОРАВСКАЯ
http://www.aleksandrov.ru/news.php?id=2178 |