– Идите во-о-она
туда, идите, –
напутствовала
нас, заезжих
туристов,
бывшая
учительница
сельской
школы,
объясняя
дорогу к
озеру. – Там за
лесом-болотом
церковь
стояла на
острове у
озера. Там
Богу
помолитесь –
и в черта
поверуете, –
неожиданно
добавила
бабушка.
Литературная
формула
показалась
знакомой.
Так
закончился
мой
мерянский «детектив»
с поисками
последнего «этнического
острова»,
известного
по
древнерусским
летописям
племени Меря.
В советское
время
господствовавшая
историческая
концепция
относила
Мерю к
народам,
вымершим или
полностью
ассимилировавшимся
московским
этносом в
раннее
Средневековье.
Действительно,
с какого-то
момента Меря
как
отдельный
народ,
участвовавшее
вместе с
Русами и
Славянами в
походах на
Византию и
перечисленное
среди
изначальных
народностей
Древней Руси,
сходит с
исторической
арены.
На
территории,
где
располагались
земли этого
древнего
финно-угорского
народа, ныне
находятся
Ярославская,
Владимирская,
Костромская,
Ивановская,
север
Московской,
юг
Вологодской
и запад
Тверской
областей.
Там отмечены
сотни
мерянских
топонимов и
гидронимов,
свидетельствующих
о плотной
колонизации
территорий.
Так,
средневековый
город Клещин
на Плещеевом
озере (Ярославская
область)
прямо назван
в летописях
мерянским,
костромской
Галич также
носил
название
мерянского
города. На
реке Сара на
той же
Ярославщине
находится
Сарское
городище –
огромный
мерянский
протогород,
предшествовавший
всем
средневековым
городам в
ростово-суздальских
землях.
Первый
епископ
Ростовский
Леонтий учил
мерянский
язык, чтобы
нести
христианство
местному
населению.
Есть еще
много фактов,
говорящих
нам о
богатой
истории
Мерян.
Святитель Леонтий Ростовский. Художник священник
Сергий Симаков
Исчезнуть в
одночасье
такой
большой
народ не мог.
И
действительно,
до середины XVIII
века на
бывшей его
этнической
территории
фиксировались
так
называемые «мерские»
(мерьские)
станы –
небольшие
административно-территориальные
единицы.
Вероятно, по
мере
интеграции
Мери в
большой
этнически
сложный
народ
Московитов (Россиян)
выделялись
окраинные
островки, не
подвергнувшиеся
сильной славянизации
в языке.
Александр
Трифонов
|