Однако
самыми
известными
наследниками
мерян
выступают в
Росси отнюдь
не
парфеньевцы,
а кацкари. Так
называет
себя
субэтнос
русского
народа на
северо-западе
Ярославской
области,
проживающий
по реке
Кадка с
притоками. В
языке
современных
кацкарей
сохранились
десятки
живых
мерянских
слов – они
опубликованы
и введены в
научный
оборот
ученым-краеведом
Темняткиным.
Он же
организовал
в одном из
кацких сёл
музей
кацкарей,
где автор
этого
материала
собственными
ушами слышал
рассказ про
мерянского
демона
Чугрея,
являющегося
кацкарям в
виде
воздушного
вихря,
весьма
похожего на
персонажа
традиционной
демонологии
удорских
коми – Шувгея. http://www.komi.com/Folk/myth/417.htm
Впрочем,
есть у
кацкого
субэтноса и
другие не
менее
уважаемые
предки –
балты и
славяне. В
кацкой
традиционной
культуре
смешались
все три
этнических
элемента. Но
интересней
другое:
кацкари,
наверное,
единственная
в России
оформившаяся
локальная
идентичность,
осознающая
свои
мерянские
корни.
Меряне не
растворились
в веках, как
пишут иногда
в популярных
книгах по
истории, они
составили
субстрат (подоснову)
северной
великорусской
народности,
перешли на
русский язык,
и их потомки
называют
себя
русскими.
Аналогичный
процесс
произошел с
летописными
мещерой и
муромой.
Сейчас
все спорят,
какая Русь
была
изначальной:
Киевская,
Новгородская,
а может, та,
что началась
еще в Старой
Ладоге с
легендарного
Рюрика. Если
уж на то
пошло,
изначальной
для нас,
русских,
является
Мерянская
Русь. Ведь
первые
столичные
города
древнейших
наших
княжеств:
Сар, Сужбал (будущий
Суздаль),
Ростов
Великий и
Владимир –
располагались
на мерянских
землях и
зарождались
на мерянском
этническом
субстрате.
Александр
Трифонов
|