Ilya Ilm высаживается с Синего камня к утесам Арконы
Одним дождливым днем августа 2011 года мерянские этнофутуристы из Metsa Kunnta навестили знаменитую некогда Аркону на острове Руяне (Рюгене). Погрузившись на один из волшебных Синих камней и поднявшись по мерянским рекам-озерам до Балтики, меряне высадились прямо под утесом, на котором стоит древнее славянское святилище.
О священных камнях Тверской Крывии, покоящихся в наших музеях, мы уже писали. В преддверии нового сезона наших экспедиций попытаемся собрать воедино сведения о камнях за пределами музейных стен – там, где лежали они испокон веков и продолжают лежать и по сей день.
Сегодня мы представляем вам первый документальный фильм- Народ Водоплавающей Птицы / Veelinnu rahvas (1972), снятый известным писателем, путешественником, а позже первым президентом вновь независимой Эстонии Леннартом Мери. Несмотря на неоднозначную оценку деятельности Леннарта Мери на политическом поприще, невозможно не признать его писательский талант и яркие научные достижения в области этнографии и культурологии финно-угорского этноса.
В Беларуси и Тверской области формируется новая квазинациональная идентичность - кривичи. Первое сообщество белорусских реэтнизаторов, утверждающих, что белорусы имеют балтское кривичское происхождение, появилось в республике еще 10 лет назад. Сегодня единомышленники наших западных соседей появились и в России.
Накануне Нового года этнокультурный проект "Крывия" из Беларуси впервые презентовали в Москве. На мероприятии побывал и корреспондент "НацАкцента". В небольшом зале Российской государственной библиотеки им. Ленина, кажется, собрались только свои. Этнические белорусы, исследователи традиционной культуры русского, славянских народов и несколько интересующихся из числа неоязычников.
(С именем марийского князя Коджи Ералтема связана легенда о происхождении названия «Ветлуга». По этой легенде жена князя Луга, освободившаяся из хлыновского плена, утонула в реке, ранее называвшейся Энер, и с того времени река названа Ветлугой, от марийских слов: Вет - женщина и ее имени - Луга)
Наиболее интересную трактовку балтского вопроса предложил покойный академик, профессор В.Н. Топоров. Он предложил подразделять балтские народы (и их языки) не на восточные и западные, как это принято сегодня, а на центральные и периферийные. Ныне существующие литовский, латышский и латгальский языки – типичные примеры центральных (равно как и большинство вымерших балтийских языков). Но были и периферийные этносы со своими наречиями, например, голядь – к западу от нынешней Москвы (а, может быть и к югу – кто-то ведь назвал речку, на которой стоит город Чехов, «Лопасней», т.е. «лисьей»).
Жабкинский могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. В верхней части - стилизованные конские головы, в нижней - лапки водоплавающей птицы.
К сожалению в нашей отечественной традиции чуть ли не официально принята точка зрения, что русская народная культура является славянской. О каких-либо иных источниках ее формирования во многих случаях не говориться. О доминировании славянских элементов можно говорить касательно южных областей России.
Слева рис.6. Егорьевск. Тройное овершье с солярным знаком. Справа рис.7. Егорьевск. Солярные знаки вверху и внизу. Вверху парные подвески в виде гусиных лапок.
Когда же речь идет о лесной зоне Центральной России и о Русском Севере, т.е. регионе, где до славян господствовали финно-угры, то славянского здесь не так много. Здесь русские формировались на...Читать дальше »
Каляды, Гуканне Вясны, Купалле, Дажынкі ды шмат іншых. Андрэй Лянкевіч пры дапамозе фатаграфіі паказвае паганскія традыцыі і звычаі, якія да гэтага часу існуюць на Беларусі. Большасць традыцыяў знікае альбо ўжо знікла ў 60—70-я гады мінулага стагоддзя, у некаторых вёсках іх памятае толькі адна, найстарэйшая жыхарка.
Современное поколение молодых граждан России вряд ли знают об игре «казаки-разбойники», любимейшей забаве их отцов и дедов. Известно, что эта игра существовала еще в 19 веке. Цель игры- «хорошие» казаки ловят «плохих» разбойников.
Стояла осень 1740 года. Участники научной экспедиции воглаве с первым в России астрономом академиком Н. И. Делилем возвращались из сибирского городка Березово, куда ездили для наблюдения за прохождением планеты Меркурий вблизи Солнца. По пути в Петербург отряд из восемнадцати человек остановился в Чебоксарах. Это было 14 октября. Один из членов экспедиции — Т. Кенигсфельд — записал в своем путевом дневнике, что «в этом городе имеется десять церквей из камня и также несколько каменных домов... Чебоксары... ведут торг с Астраханыо и Москвой...»
Далее он отметил, что у них, то есть у чувашей-язычников, много деревянных и каменных памятников народной скульптуры, на которых написано «буквами, не похожими ни на русские,...Читать дальше »