"Группа "Ва-Та-Га" ушла в бессрочный отпуск", - гласит надпись на сайте одной из лучших отечественных этноэлектронных групп. Теперь уже неизвестно, возродится ли когда-нибудь "Ва-Та-Га" или сгинет, как это было с предыдущим проектом Леонова "Reel". Однако понятно, чем занимается самая деятельная часть группы. Новый проект Александра Леонова и Ольги Гайдамак называется ныне "Yarga sound system", и вот вышел первый концертный альбом "Live". Что же изменилось от перестановки слагаемых? В записях, которые делались на разных концертах проекта в течение 2007 года, неожиданно появился Марио Калдарару из "Тригон трио", играющий на калимбе, тобе и керамической перкуссии. Звук баяна принадлежит Андрею Дикоеву. За все семплеры и клавиши отвечает Григорий Архипо...Читать дальше »
О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются, когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем, отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти представления, восходящие к языческим временам.
Представляем вашему вниманию материал с дружественного сайта "Крывия" рассказывающий о наших западных соседях балтах. О прошлом и настоящем их культуры.
Балцкая цывілізацыя сёння
Культуру балтов мы понимаем как общее культурное наследство нескольких прибалтийских народов, а также живую традицию, в которой можно заметить ее проявления.
Сегодня литовцы, латыши и беларусы (или кривичи), воспринимаются как народы разных культур, хотя внимательный взор этнолога вы...Читать дальше »
В Воскресенском районе Нижегородской области, около села Владимирское (по-старому - Люнды) расположено озеро Светлояр. Согласно легендам некогда на его берегу стоял город Китеж. Не совсем ясно, что именно случилось с городом. Он то ли остался на месте, но сделался невидимым, то ли ушел под воду, то ли провалился под землю. Но до сих пор еще люди видят отражения города в озере и слышат колокольные звоны его церквей. Так говорят.
Что сей сон значит? Чтобы в этом разобраться, для начала надо попробовать отделить местную мифологию Светлояра от тех мифологических выспренностей, которые наворочены вокруг Китеж-града...Читать дальше »
О феномене марийского "язычества", природной вере народа мари, марийской народной религии и еще добрый десяток названий для одного и того же явления, заговорили с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия. Тогда вдруг оказалось, что в самом центре России сохранился целый народ, который фактически не только не принял ни одну из мировых религий, а сохранил что-то своё, аутентичное. Я специально акцентирую внимание на формальных и неформальных названиях корпуса религиозных представлений марийцев, потому что основным вопросом и сейчас остается, что же такое МТР?
В селе Чукалы Большеигнатовского муниципального района Мордовии в субботу, 10 июля, состоялся традиционный эрзянский праздник «Раскень Озкс» («Родовое моление»). Для участия в мероприятии прибыли Эрзя со многих российских регионов.
«Раскень Озкс» собрал представителей диаспоры из России, Украины и Финляндии, всего собралось около 7000 человек.
10 июля в селе Чукалы Большеигнатовского района состоялся ежегодный эрзянский праздник «Раскень Озкс» (Родовое моление). Место проведения торжества выбрано не случайно. Согласно преданию здесь захоронено 11 тысяч Эрзянских воинов, павших после битвы с ногайцами. Под курганом в братской могиле находится саркофаг с останками.
Моление приверженцев Марийской традиционной религии состоялось на горе Чумбылата в Советском районе Кировской области 11 июня.
На церемонии вознесения молитв легендарному князю-богатырю марийцев Чумбылату присутствовали также воскрешающие древнеславянскую религию неоязычники-родноверы и мусульманин, потомок пророка Мухаммеда.
Марийцы являются, пожалуй, единственным народом в Европе, у которого сохранилась традиционная вера предков (МТР) – Марий Юмын йÿла. По статистике, более 15 процентов жителей Марий Эл считают себя приверженцами МТР. Впрочем, жрецы-карты утверждают, что в священные ...Читать дальше »
Группа из небольшого саамского селения Вуотсо, что не далеко от Инари. В составе группы ребята не старше 22 лет. В 2009 году с песней Ii idit vel (Еще не утро) - клип на эту песню вы только что посмотрели - группа выиграла Международный саамский песенный конкурс Sami Grand Prix, а так же стала победителем европейского песенного конкурса Liet в Нидерландах. В конце февраля 2010 года, презентовали первый полноценный альбом Ii idit vel.
Представляем Вашему вниманию культурные новости наших балтских соседей - беларусов-кривичей.
В окрестностях Могилева у Палыкавицкого источника, как и тысячу лет назад, стоит Змеева Гора - старинное Кривское святилище. Эти места письменно упоминаются с 1552 года, когда волшебный Палыкавицкий источник принадлежал могилевскому старосте Станиславу Кезгайлу. С течением времени менял...Читать дальше »
Струнные, духовые… глиняные, инструменты из бересты… Здесь и шаманский бубен, и волынки, и кантеле. Всего около 50 инструментов, на которых испокон веков играют музыканты прибалтийско-финских народов. А изготовили их карельские мастера.
- Многие музыканты, многие молодые люди сейчас играют в ансамблях, им требуются традиционные инструменты, которые играли бы постоянно, стабильно и стройно, – говорит мастер по изготовлению традиционных народных инструментов Дмитрий Дёмин. – Главный интерес: как сделать инструмент таким образом, чтобы он отражал и традицию – и внешне, и звуком, но, в то же время, был стабилен в игре.