Суббота, 09.11.2024, 07:28 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость |
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS |
Мерянская кухня - Мифология пресного хлеба.Дорогие друзья, количество подписчиков нашего проекта превысило 100 человек. Цифра не то чтобы большая, но по-своему знаменательная. К этому моменту мы приурочили материал, рассказывающий о мифологии пресного теста, пресного хлеба в нашей Северной Традиции. Думаю, он будем вам интересен. Андрей Мерянин Для теста и хлеба особую значимость имеет семантическая оппозиция «кислый – пресный», то есть приготовленный с помощью естественного процесса брожения продуктов (на закваске или дрожжах) – или без неё (пресное тесто). Кислый хлеб, кроме бытовой (так как он являлся одним из основных продуктов повседневного питания), имел особую ритуальную и магическую функцию. В этом случае его нередко пекли с украшениями из теста, изображавшими желаемое благополучие. Считалось, что он способствовал хорошему урожаю, повышению плодородия, увеличению богатства и т. д. Его готовили в день покровителя рода, на храмовые и общесельские праздники жертвенного характера, на свадьбу. Это оппозиция осмысливается и особым образом реализуется в культурных традициях северных великороссов, в том числе костромичей. Среди «кислых» выпечных изделий обрядовое значение имел не только хлеб, но и более мелкая выпечка (пироги, пряженцы и др.): «Наклали крупчатых пирогов да пряжеников» (Е. Честняков. Свадьба). Вероятно, первоначально обрядовая функция была характерна для пирогов с «аминем». «Пирог с аминем». У Н.Н. Виноградова в фольклорно-этнографическом исследовании «Народная свадьба в Костромском уезде» (издано в 1917 г.), при описании свадебного обряда, который происходит по всем традиционным канонам, в том числе и по церковно-обрядовым, читаем: «Затем кладут на стол два длинных «с аминем» пирога крест-на-крест: знак, что ничего (плохого) не будет». Здесь в названии пирога проявился синкретизм обрядового и функционального назначения данного выпечного изделия (подавался в конце обеда). Функциональный признак проявился также в «отрицании» такого важного свойства пирога, как наличие начинки. Впоследствии обрядовое назначение данного выпечного изделия утратилось, в народной речи пирогом с аминем стали называть любые пироги, в которых нет начинки: Не хошь ли пирога с аминем? (Нейск.; Костр. р-н). Подобное противопоставление, вероятно, неслучайно и изначально основано на давнем объединении религиозного обряда и «хлебного», на представлении о хлебе как символе духовной пищи. Н.Ф. Сумцов приводит также название благословенный, или крутильный хлеб, который приготовлялся в Костромской губернии. Л.С. Китицына упоминает постный белый коровай туженик, тужильник. С. В. Максимов называет большое количество обрядовых «хлебенных» изделий, среди которых в костромском крае пекли ржаной каравай («печётся на свадьбу»), обетные пироги («пекутся по обещанию на угощение странников и нищих»), именинные пироги; пряженые лепёшки, сдобное тесто полосками, лентами, пряженое на масле печенье; блины; кресты, жаворонки, лесенки; пасху, кулич (С.В. Максимов. Куль хлеба и его похождения). О значимости хлеба в жизни костромского крестьянина говорит использование его в гаданиях. В.И. Смирнов в статье «Народные гадания Костромского края» указывает, что обычными предметами при гаданьях являются «коровай или кусок хлеба; сочень, зёрна овса, пшеницы, крупа, кутья, каша, соль, а равно инвентарь кухонного обихода». Употребление при гаданиях данных предметов говорит о том, что «многие гаданья создались отчасти в земледельческом быту древности». Они имеют значение символа, обозначая довольство, благополучие. Во многих гаданиях хлеб играет роль предсказателя или символа достатка, богатства, зажиточности: «Приносят в комнату петуха, перед тем ставят на пол: зеркало, воду, хлеб и кольцо. Если хлеб клюнет – хозяином будет», «Раскладывают на полу кольцо, как знак замужества, хлеб, как знак зажиточности, уголь, как знак бедности», «петуха сажают под решето, решето закруживают, если петух потом клюнет кольцо – за щёголя выйдет, если хлеб – за богатого». В отличие от наименований квасного хлеба, названия пресных изделий характеризуются большей связью с обрядом: «Существует целый рад печений, большинство из них имеет вид фигур животных и птиц, которые являются предметами обрядовыми и печение которых приурочивается к определённым дням… Часто смысл его забыт, установленные дни смешиваются. Кресты, жаворонки, грачи и пр. выродились в забаву для детей». Публикуется по «Лексико-семантическое своеобразие наименований обрядовой хлебной выпечки Костромского края» Виноградова Полина Павловна. Вестник КГУ № 4, 2018. В дальнейшем мы в своих экспериментах не раз вернемся к теме ритуальной пресной выпечки, следите за нашими обновлениями, присылайте фото ваших кулинарных опытов и рецепты ваших бабушек-дедушек. И подписывайтесь на нас в Instagram - https://www.instagram.com/merjamaa_food/ #меря #великороссы #мерянская кухня #мифология #русская кухня #merjamaa |
|
|||||||
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |