Понедельник, 09.09.2024, 11:12 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость |
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS |
Народная Вера Земли МеряУнженская кереметь. "Чёрная береза" и источник "Поток"
7 августа, в Макарьеве на Унже-реке праздновали день преподобного Макария Унженского. Чудотворец Макарий, знаменит, в первую очередь, своими исцелениями. К старцу всегда тянулись люди за телесной помощью, советом. Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Ну и галичских мерян конечно же. Люди тянутся к нему и по сей день. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/unzhenskaja_keremet_chjornaja_bereza_i_istochnik_potok/2013-08-09-786 Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района "Марья Святая" это целый сакральный комплекс, состоящий из городища, святого колодца и ранне-средневекового курганного могильника, носящих общее название "МС". Городище 11-13, 14-17 веков находится в восьмистах метрах от села Филимоново на останце коренной террасы правого берега реки Сара (приток озера Неро). Važ Kalendar финно-угров северо-востока европейской России Вводные замечания. Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (» 34–24 000 лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России; см.: [Ларичев, 1983; 1984; 1993; 1999а и б; 2000]), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья [Ларичев, 2001а и б; Ларичев, Новиков, 2000] и сохраняются вплоть до этнографической современности [Мазин, Пеньков, 1999].
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/vaz_kalendar_finno_ugrov_severo_vostoka_
evropejskoj_rossii/2014-01-16-855 Растительные культы Верхнего Поволжья. «Заповедная роща» св. Сильвестра Обнорского В статье ярославского историка Светланы Чернецовой рассматриваются некоторые аспекты традиции почитания деревьев в контексте духовно-исторического развития сельской округи Верхнего Поволжья. Исследование охватывает период с XIV по XX в. н. э. В его основу легли некоторые малоизвестные документы второй половины XIX - начала ХХ в. и не публиковавшиеся ранее этнографические данные, собранные автором в ходе полевых исследований в окрестностях с. Воскресенское Любимского р-на Ярославской области. Растительные культы и их трансформация в традиционной культуре населения... Подробнее - http://merjamaa.ru/news/rastitelnye_kulty_povolzhja/2014-03-31-888 Корни Древа Мёртвых. Семантика ели: взгляд из глубины Тема великой сакральной ели — дерева предков финно-угорских народов — настолько широка, что первая публикация на сайте Merjamaa [6] не вместила в себя всего многообразия смыслов, параллелей, интерпретаций. Возможно, написать большую работу и не получилось бы. Невозможно охватить такую тему со всех сторон сразу, правильнее будет рассматривать какой-то один аспект. Да и раскрывать все карты не хочется, желательно, чтобы у читателя остались какие-то вопросы, и он захотел найти на них ответы. Я скажу больше — эта тема не ограничивается даже своей широтой, смыслы этого явления перманентны, они разлиты в воздухе и существуют столько, сколько существует человек, они простираются глу... Подробнее - http://merjamaa.ru/news/korni_dereva_mjortvykh_semantika_eli_vzgljad_iz_ Профессия чёрта - мосты строить.
Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.
Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии. Марийский праздник Сюрем
О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Тема хвойных деревьев в культуре русских пост-финских территорий России и ее финно-угорских народов и ели, в частности, изучается давно, тому подтверждение масса научных трудов весьма компетентных авторов (Шалина И.А., Платонов В.Г, Ершов В.П, Дронова Т.И...), каждый из которых посвящен обычаям и верованиям народа или его отдельной группы. Но не было еще такой работы, где был бы проведен сопоставительный анализ с целью выявить общие черты в обрядности, связанной с культом дерева, найти те параллели, которые тонкой нитью проходят через плас... На Святой горке в мерянской Нерехте совершился древний обряд
День преподобного Пахомия в минувшие дни отмечали в Нерехте. Сотни паломников из Костромской Мерянии, и соседних мерянских областей приехали в Троице-Сыпанов монастырь, чтобы поклониться святым мощам целителя и совершить древний обряд на Святой горке.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/na_svjatoj_gorke_v_merjanskoj_nerekhte_ sovershilsja_drevnij_obrjad/2012-05-29-574 Дорога к Предкам. Погребальный обряд Верхнего Поволжья.
Кладбище в деревни Ушково. Карелия. (Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977. С. 83). Отчетливым отголоском обряда кремации покойников в средневековье следует считать, распространенный в Владимиро-Суздальской земле обычай «освящать» огнём землю на месте захоронения. Так на суздальском раннесредневековом кладбище М.В. Седова отмечала следы кострищ, прорезанных могильной ямой. Тот же обряд отчётливо наблюдался и в мерянских Кнутихинских курганах, обнаруженных нами (ивановским археологом Травкиным) на берегу Уводи и исследованных совместно с А.В. Уткиным. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam/2012-04-21-553 О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)
Роща "Смольё"
По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/o_derevenskikh_svjatynjakh_vologodskogo_ kraja_svjatye_roshhi_derevja_kamni_gory_istochniki/2012-02-09-484 Чудские святилища Вологодчины. Вологодские рощи-Кусты. Чудь заволочская (весь и меря) была этносом языческим. Система ее верований глубоко еще не исследована, но достоверно известно, что у них были специальные святилища - места языческих жертвоприношений ее главному богу - Йомалю-Юмалу. Сведения о таких местах есть в скандинавских сагах. В книге исландца Снорре Стурлесона, в которой излагаются события экспедиции в Биармию норвежца Торера Собаки, говорится, что Торер и его спутники, продав в Биармии свои товары, ночью тайно пошли в ближайший от поселка лес и обнаружили там курган, обнесенный деревянной оградой. Курган состоял из земли, наполовину смешанной с золотыми и серебряными монетами. На кургане стояла деревянная статуя бога Йомаля, который был изображен в виде сидящего на пне старика. На Сара-реке уничтожен святой источник «Детский колодесь» В окрестностях д. Нагая Слобода и Тарасово Ростовского района находился почитаемый источник «Детский колодесь». По позднему христианскому преданию, в древности здесь был утоплен крест из церкви. До середины XX в. это место активно посещалось местными жителями: здесь брали воду и использовали её в лечебных целях. Так, женщины здесь брали воду для лечения маленьких детей, вешали на рядом стоявший колышек чепчики, распашонки. Со временем это место перестали посещать, многие забыли дорогу к нему.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/na_sara_reke_unichtozhen_svjatoj_istochnik_ detskij_kolodes/2011-08-09-315 Культ священных рощ в Ярославщине Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов. Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки Наверное, увидев заголовок, читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодёжи. Это направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильё, чепуха" или даже "паршивец". Но нет, в нашей статье речь пойдет о традиционной культуре Русского Севера, её истории и загадках. Любовная магия финно-угорских народов Видное место в обрядности финно-угорских народов занимала любовная (половая) магия. Считалось, что управлять любовными симпатиями можно было через слово, взгляд или действие, открыто обращенные непосредственно к объекту любви, либо тайно направленные на его тень, отражение или на пищу, приготовленную специально для него. Подробнее - http://merjamaa.ru/news/ljubovnaja_magija_finno_ugorskikh_narodov/2011-01-02-138
Летающий храм озера Нестиар
Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.Подробнее - http://merjamaa.ru/news/letajushhij_khram_ozera_nestiar_ nizhegorodskaja_oblast/2010-09-30-84 Мерянские волхвы древней Руси
Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году. Вот текст летописи преподобного Нестора рассказывающий об этом: "Беси бо под токше на зло вводят, по сем же насмисаются ввергше и в пропасть смертную, научивше глаголати, якоже се скажем бесовьское наущенье и действо. Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области, встаста два влохва от Ярославля, глаголюща: "яко в свеве кто обилье держить"; и поидоста по Вользе, кде придуть в погосте ту же нарицаху Подробнее - http://merjamaa.ru/news/merjanskie_volkhvy_drevnej_rusi/2010-05-31-26 |
|
|||||||
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |