
Валы и ворота с торца. На заднем плане посад - современное сели Городище
Клещин — исчезнувший средневековый город (XI-XII века) близ Плещеева озера, предшественник Переславля-Залесского.
Это крупное мерянское поселение на переславской земле. Название Клещина упомянуто в «Повести временных лет»: «На Белеозере седять Весь, а на Ростовьском озере Меря, а на Клещине озере Меря же… А се суть инии языци, иже дань дають Руси» (Клещиным названо Плещеево озеро, современное наименование которого, видимо, является поздней модификацией того, что было в древности).

Фото с самолета
Входил в Ростовское княжество. Все постройки города были деревянными: известно, что в нем были дом княжеского наместника, палата воинов-дружинников и Спасская церковь. На валах располагались четыре деревянные башни (на остатках валов видны разрывы от четырех проездных башен) и рубленые стены Клещинского детинца — мощные по тем временам укрепления.
Немного севернее Клещина высилась Александрова (тогда — Лысая) гора. Недалеко от Клещина находился Синий камень, которому поклонялись язычники. В то время он лежал на восточном берегу Плещеева озера близ Никитского монастыря. В 1152 году Юрий Долгорукий перенёс административный центр с озёрного берега немного южнее — к устью реки названной Трубеж, и был назван Переяславлем. В Тверской летописи об этом сообщается так: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отверъзя ему бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздальской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Георгев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа».
Клещин же упомянут в «Списке городам дальним и ближним» (около 1385 года) вместе с собственно Переяславлем (это старое, не употребляемое сейчас название Переславля). На миниатюре «Александр Невский приезжает в Переславль, что на Клещине» из списка XVI века «Жития Александра Невского» изображен как Переславль-Залесский и озеро, так и небольшое поселение. Видимо, это посад Клещина, сохранившийся до сих пор в виде села Городище.

Валы Клещина
От древнего города Клещина сохранилось кольцо валов протяженностью в половину километра и высотой до 3,5 метров, охватывающее площадь около 2 га (175х120 м). На месте 4 проездных башен — разрывы. Поселение исследовалось П. С. Савельевым, К. И. Комаровым. Найдены обломки керамики, клад с монетами XV века (зарыты уже после того, как город опустел).Сейчас рядом с городищем находится село Городище — сохранившийся посад Клещина.
Этимология
Этимология названия "Клещин” темна. Ясно, что современное название озера - Плещеево - образовалось путем последовательной трансформации "Клещино". В литературе написано, что слово происходит от "плескаться" или от "клещ=лещ". Однако, это неудовлетворительно.
Русская этимология (см. словарь Даля) предлагает "клещить"="щемить, ущемлять, гнести, жать, сжимать, тискать, сдавливать". Поскольку это не может относиться к положению города между какими-то преградами, придется сделать заключение об угнетенном в политическом смысле положении горожан. Однако, мы думаем, что это суть переосмысление прежнего, созвучного мерянского имени озера и поселка. Очень показательно название оврага Белая Слуда, который отделяет Клещин от Городища. Слуда - явно от угорского "сотыла"="светлый", так что имя - сумма угорского прототипа и русского перевода - Белая Светлая. Другой же овраг называется просто - Глинница.
Краевед Евгений Арсюхин предпологает, что в основе "Клещиен" лежит очень распространенный и многозначный в угорских и тюрских языках корень "келе”, что значит, в частности, "молиться”, "просить” (отсюда русское "клянчить”). Не исключено, что в этом месте находился крупный требный центр мери, куда в означенные дни или месяцы стекались на моления. На это указывает знаменитый Синий камень.Итак, озеро и поселок на Александровой горе в дославянское время мог называться Келе, что значит Требище. Славянские князья из коренной Руси, покорив мерю, переиначили Келе на Клещин - "покоренный, зажатый".
Синий камень

Синь камень
Если вы, плутая, будете спрашивать у местных, "а как пройти к Клещину городку”, или даже "а где деревня Городище”, вы добьетесь куда меньшего успеха, чем если спросите так – "а как пройти к Синему камню?”"Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть..." (17 в)"
Камень действительно синий, но с явными вкраплениями слюды. При внимательном рассмотрении на нем заметны характерные белые прожилки кальцита..." (21 в).Синий камень лежит на склоне Александровой горы. Это - 12-тонный валун, принесенный ледником. Мы камня так и не нашли, хотя имели точные указания. Говорят, что ныне камень почти скрыт камышами, а еще лет 30 назад он лежал от берега вдалеке. То ли озеро дышит, то ли камень двигается. Говорят еще, что от него нельзя ни кусочка отломить, и что в самый большой снег он лежит голым. Первое неверно, второе - правда. Камень - культовое место с незапамятных времен до сего дня. В 17 в некий ростовский старец, проезжавший через город, был возмущен бесовским камнем, и приказал его засыпать, но камень потом снова оказался на поверхности. В 1788 году его решили заложить под фундамент строившейся тогда в Переславле Духовской церкви, но, едва погрузили на сани и потащили на озеро (дело было зимой), как у берега лед треснул, и камень метра на полтора затонул. Лет через 70 он как-то незаметно оказался на берегу; пошли разговоры о чуде. Как резюмировала местная газета в 1850-х гг, "кумир поверженный - все бог". О чуде говорят и сегодня, приписывают кристаллической структуре камня способность "мыслить", самому камню - двигаться, и светиться по ночам.
В христианские времена камню поклонялись в день памяти Бориса и Глеба, что можно считать поздним обычаем, связанным с основанием в 13 в на горе Борисоглебского монастыря. Синий камень не одинок - просто он один остался. Был еще Лось-камень где-то в лесах к западу от озера, каменная Баба в Берендеевом болоте (подобную бабу видел Евгений Арсюхин в Тверских лесах в начале 90-х). Говорят, и сейчас, чтобы не заблудиться в болоте, перед бабой кладут грибы и ягоды, и пятятся. В самом Переславле на берегу Трубежа был камень, в 1840-х разбитый на щебень, а на площади перед Спасо-Преображенским собором и сейчас лежит культовый валун. Все это вместе взятое свидетельствует о существовании на Александровой горе крупного требного центра народа Меря, чем и объясняется особое внимание к нему автора Повести временных лет. Синий камень был центром культа и лежал на самой горе. Этот центр сложился, очевидно, еще до РХ. Обычаи, которые мы видим сегодня - пережиточные явления некогда мощной мерянской традиции.
|