10 ноября – день Параскевы Пятницы. - 10 Ноября 2012 - Merjamaa - Мерянское наследие России
Среда, 10.06.2015, 07:01 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Ноябрь » 10 » 10 ноября – день Параскевы Пятницы.
14:00
10 ноября – день Параскевы Пятницы.


Истоки особого почитания святой Параскевы в народной среде восходят к древнему языческому культу Богини Матери. В образе святой Параскевы у наших предков объединились воспоминания о четырех тезоименных мученицах. Из них особым почитанием пользовалась святая Параскева.



На мерянской земле Кострома кундем почитание святой великомученицы Параскевы Пятницы  получило особое распространение. Тому есть несколько причин. С одной стороны, она была одной из самых чтимых святых в древнем финно-славянском Новгороде, откуда происходит большинство ее известных иконописных изображений XV – XVI веков, а согласно археологическим данным, период XI - XII вв. – время активного культурного взаимодействия костромской меря с новгородцами.

С другой стороны, древнейшая и главная святыня Кострома кундем – икона «Богоматерь Феодоровская», относящаяся к XIII столетию, а эта  икона, как широко известно, двусторонняя и на обороте помещено поясное изображение святой великомученицы, большинством исследователей, а главное – церковной традицией называемое образом великомученицы Параскевы.

Очевидно, что на земле костромской меря распространялись списки с Феодоровской иконы. Наконец, свою роль сыграло и многообразие помощи великомученицы нашему народу:  Параскева Льняница (день ее памяти 28 октября по старому стилю – начало сбора урожая льна), Параскева покровительница невест (с одной стороны это связано с житием святой великомученицы, с юности посвятившей себя служению своему Предвечному Жениху Иисусу, с другой же – конец октября  - традиционное время свадеб у наших предков, совпадающее с памятью святой).

Кроме того Параскева – покровительница женского рукоделия,  Параскева, охраняющая чистоту вод   (не случайно очень многие надкладезные часовни и часовни у ключей освящали в честь св. Параскевы и Параскева – покровительница торговли (поэтому многие ярмарки на  устраивались в одну из пятниц). Иконография святой достаточно устойчива, обычно она изображается в синей или сине-зеленой тунике, красном плаще, на голове ее плат, поверх которого корона (корона, особенно в ранних памятниках, крепилась в руках ангелов над головой Параскевы).



Именно из Кострома кундем, из Галича Мерьского, происходит самый ранний сохранившийся до наших дней резной образ св. Параскевы Пятницы.  Скульптура кон. XV – нач. XVI в. Происходит из деревянной Пятницкой церкви Рыбной слободы г. Галича (Среди профессиональных рыбаков этой слободы дольше всего сохранялся мерянский язык).



В настоящее время находится на временном хранении в Государственном Русском музее (инв. 1264).  Размер 170х95 см. В фондах Костромского музея сохранилась дореволюционная фотография данной скульптуры в уборе, воспроизведенная в книге «Русская деревянная скульптура» Н.Н. Померанцева.



До Великой Отечественной войны вся скульптура и доска были закрыты парчовой ризой, расшитой стеклярусом и перламутровыми плашками, а фон – фольгой. На голове Параскевы был платок. Накладной деревянный нимб был обшит серебряной басмой с характерным для 16 в. орнаментом в виде рыбьей чешуи. В таком виде скульптура воспроизведена А.А. Бобринским в известном альбоме русских деревянных изделий.

Долгое время местонахождение данной скульптуры не удавалось установить. В ноябре 1953 г. она была обнаружена Галиче Мерьском  Н.Н. Померанцевым, одинм из крупнейших в Советском Союзе специалистов по средневековому искусству.

По настоянию Померанцева скульптура была увезена в Москву на реставрацию, откуда попала в Государственный Русский музей города Санкт-Петербурга, в фондах которого хранится до сих пор.

Копия чудотворного образа святой мученицы Параскевы Пятницы, выполненная резчиками епархиальной мастерской под руководством С.В. Лобкова и расписанная иконописцем С.Н. Соколовым, сейчас установлена в Успенском соборе Паисиево-Галичской женской обители, а после возрождения реставрируемого Троицкого собора бывшего Староторжского монастыря города Галича – будет помещена в этом храме.

На сегодняшний день нам известно 7 костромских деревянных скульптур св. Параскевы Пятницы, реально из них существует 5 запечатлены на фотографиях. В действующих храмах Костромской епархии на сегодняшний день нам неизвестны резные образы ни св. Параскевы, ни каких-либо других святых великомучениц. Самый ранний памятник – конец XV начало XVI в. – самый поздний середина – конец XVIII в.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1442 | Добавил: merja | Теги: меря, Параскева Пятница, народное православие | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 4
avatar
0
1
Два слова о весьма ревностном почитателе Параскевы Пятницы. В 1796 году граф Николай Петрович Шереметьев изъявил «непременное желание» освятить один из престолов своего усадебного храма в ярославской вотчине Вощажниково во имя Святой Параскевы. Считается, что столь необычным образом граф решил увековечить имя своей возлюбленной, будущей жены – блистательной Параши Ковалевой-Жемчуговой, выдающейся русской актрисы.

Примечательно, что другой престол храма был освящен в честь тезоименинного графу святого Николая Чудотворца, знаменуя пред небесами союз любящих сердец.

По преданию, Шереметьев впервые встретил 7-ми летнюю пастушку Парашу «на лужке» близ села Уславцева, что на реке Могзе в 2-х верстах от Вощажникова. Эту легенду приводит в одной из своих работ и замечательный исследователь мерянских древностей А.А. Титов. «Могза» топоним явно финно-угорский. И, верно, в этом смысле не будет крамольной мысль о мерянских корнях Параши Жемчуговой.
avatar
0
2
Интересное словосочетание финно-славянский Новгород. Любопытно как бы Янин на это отреагировал. А как же очень популярный культ святой Петки, т.е. Пятницы у болгар. Тоже меряне туда добрались?
avatar
0
3
«Предполагается, что Неревский конец (Великого Новгорода) назван по имени племени нерева или финно-угорского меря». В. Л. Янин, М.X. Алешковский. «Происхождение Новгорода».
avatar
0
4
А я исследую сотворение мира через энергетику букв современного алфавита ,пронумеровав каждую букву по порядку слева направо и обратно с права налево и таким образом получаю числовую вибрацию слов ,складывая их по буквам и я к сему это говорю, что исследуя свое имя Татьяна вибрации 120/118 ,я нашла ,что Пятница имеет тот же самый энергетический потенциал , а вчера нашлось ,что и слово Ильмень так же.. меня это впечатлило ,потому как я и в самом деле в Пятницу родилась и живу невдалеке от Ильменя...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский чашечник меря финно-угры весь чудь Меряния Merjamaa финно-угорский субстрат вепсы владимир суздаль меряне История Руси Ополье история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские национализм политика Язычество голбец камень чашечник синий камень камень следовик сакральные камни святой камень этнофутуризм археология мурома мерянский язык Ростовская земля ономастика финны балты городище краеведение священные камни православие этнография святой источник деревенские святыни регионализм Плёс общество дьяковцы черные копатели финно угры Ивановская область культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие муром антропология россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Ефим Честняков будущее Унжа вятичи словене новгородские голядь Залесье волга Идентичность футуризм макарьев экономика север мерянский этнофутуризм Древняя Русь ревитализация латвия Верхнее Поволжье иваново Костромская область капище Московия великороссы Белоозеро
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1876
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 506
Статистика