Главная » Архив материалов
Фильм Лабаратории научной и учебной кинематографии Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова (1981год) "Свадебный обряд конца 19 - начала 20 века". Обряд воспроизведен на основе экспедиционных материалов института энографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР, собранных в Ярислинна кундем (Борисоглебский, Даниловский, Пошехонский районы Ярославской области). В ролях жениха и невесты С. Зайцева (Рябова) и А. Рябов (оба - п. Борисоглебский)
|
В фильме «Овсянки» по сценарию и одноименной книге Дениса Осокина двое мужчин везут мертвую женщину на берег реки, чтобы сжечь тело по языческому обряду народа меря. На кинофестивале в Венеции в 2010-м, принесшем фильму несколько призов, в обряд поверили. В России засомневались: что это за народ такой — меря, живущий на территории Нижегородской и сопредельных областей, исконных русских землях, и при этом сжигающий своих мертвых у воды? Нету такого и не было никогда!
И да и нет; обряд, исполненный эротики и лиризма, Осокин действительно выдумал. А народ меря действительно был и лишь в XVIII веке растворился в складывающихся великороссах.
|
В Ростове в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Древняя Русь и средневековая Европа. Это событие имеет не только местное, межрегиональное, но и международное значение. Международная конференция, которую государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» организовал совместно с Институтом всемирной истории РАН, – это венец работы, проведённой в ходе подготовки к 1150-летию Ростова. В рамках конференции состоялся доклад заведующего археологическим отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Алексея Каретникова: «Включение племенной территории мери в состав Древнерусского государства».
Алексей Каретников – Этой темой я занимаюсь не первый год. Она входит в область моих научных интересов. История племени м... Читать дальше »
|
Нам продолжает поступать новая информация о деревенских святынях Костромской Merjamaa, самой загадочной и мало изученной пока еще заволжской части нашей земли. Сегодня мы расскажем вам о Святом и Чертовом Бочаге у села Захарово Красносельского района Костромской области. Информацией о них с нами поделилась участница форума Костромских Джедаев, жительница Костромы - Анеста. За что её благодарим.
Село Захарово примечательно тем, что находится на землях древней Мериновской волости, существовавшей там в 15-17 веках и имевшей своим центром село Мериново. И сейчас в Красносельском районе Костромской области сохранился целый пласт названий мерянского происхождения - Мериново, Ворокшино, Рупосово, Питягино, Черемискино, Шушково, Сунгурово, Вакорино. Они напоминают нам о древней ... Читать дальше »
|
В продолжение темы хвойных деревьев в финно-угорской традиции хотелось бы сказать еще несколько слов о свадебной обрядности как об одной из важнейших в жизни человека.
Свадьба - обряд инициации, умирания в одном облике и возрождения в новом, переход, сакральное действо. Почему же ель как хтоническое начало также присутствует и в свадебных обрядах? Это связано с олицетворением невесты с покойницей, в этот момент перехода девушки в новую взрослую жизнь она умирает для окружающих и становится причастна к миру загробному - миру предков, с которым связано почитание ели (сосны) (см. "О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 1" и ... Читать дальше »
|
Ингерманландец Валентин Константинов, автор публикуемой нами поэмы "Нойтермаа", пишет о своём творчестве: "Ингерманландия, Водьская пятина, Приневский край…, у этой земли много имен. Она хранит много тайн которые будут раскрыты, и еще больше тех, что не будут раскрыты уже никогда.
Я никогда не считал себя поэтом, но гуляя среди руин древних городищ, среди священных курганов смотря на поросшие мхом священные камни нашего северного края, я написал это. Реальны только старые названия мест Нойтермаа, Хайтермаа.. Все так же плещет свои прозрачные воды Киимаярви. А так все было или нет, кто его знает..."
Руна первая Уруз
Остров темный и жестокий
Средь болот лежит медведем.
Волком он глядит на берег,
На волну лисицей брешет,
Воем пленных — птиц пугает.
Пусть же ветер рот откроет,
... Читать дальше »
|
Ингерманландия – старое шведское название центральной части современной Ленинградской области, включающей в себя земли современных Всеволожского, Ломоносовского, Гатчинского, Волосовского, Кингисеппского, Тосненского и Кировского районов. В культурно-историческом плане этот регион окончательно сформировался в годы шведской оккупации в 17 в.. Основными факторами, объединяющими эту территорию и выделяющими её из соседних регионов, являются: исторически сложившееся в 12-16 вв. пограничное расположение между Россией и Швецией, население финно-угорскими народами водь и ижора, влияние шведской оккупации 17 в., выразившееся в привнесении лютеранской версии христианства и заселении финнами переселенными из Финляндии.
Рассматриваемые в этой книге объекты – почитаемые камни, деревья, источники… менее известны и исследованы, ... Читать дальше »
|
« 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 51 52 »
|
|