С 5 по 12 июля активисты из «FennoUgria» и «Looduse omnibuss» приняли участие в необычной культурологической экспедиции под названием «По следам овсянок». Название имело двойное значение: целью экспедиции было как знакомство с природой северо-западных областей России, так и изучение следов культуры древнего народа меря, упомянутого в фильме Алексея Федорченко «Овсянки». Экспедицию
организовали некоммерческие учреждения «Фенно-Угриа» и «Looduse
omnibuss» («Автобус природы») из Таллинна. Маршрут разработало
Землячество Марий Эл в Москве и Московское общество мерянских краеведов
«Metsa Kunnta» (Лесная община). Неоценимую помощь в проведении экспедиции
оказал мещёрский национал-краевед, этнограф и историк-архивист Сергей Михайлов, ставший
гидом-проводником экспедиции.
Мерьямаа – загадка истории
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/seto.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/seto.jpg)
История
древнего финно-угорского народа меря, не так давно по историческим
меркам населявшего огромную территорию современной Московской,
Владимирской, Ярославской, Ивановской и Костромской областей, до сих пор
остается предметом самых горячих обсуждений. Меря впервые упомянута в
VI веке готским летописцем Иорданом как данник короля готов Германариха
под названием мерен (merens). Позже о мере есть записи в «Повести
временных лет». Последние упоминания о меря относятся к ярославским
летописям 907 года и к труду Адама Бременского (1075 год). Но это еще не
говорит о том, что меря перестали существовать во времена древней Руси.
Ну не мог целый народ, обладающий развитым земледелием, ремеслами,
языком и религией исчезнуть бесследно! Значит, следы культуры меря
должны были остаться не только в мерянских названиях рек и городов, в
изобилии разбросанных по северо-западу России, но и как минимум – в
материалах археологических раскопок.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d181d0b5d182d0be-d0b2-d181d0b8d0b3d0bed0b2d0be-d0bfd0b5d187d0b5d180d181d0bad0bed0b3d0be-d180d0b0d0b9d0bed0bdd0b0.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d181d0b5d182d0be-d0b2-d181d0b8d0b3d0bed0b2d0be-d0bfd0b5d187d0b5d180d181d0bad0bed0b3d0be-d180d0b0d0b9d0bed0bdd0b0.jpg)
Поначалу
от десятков предложений – где искать Мерьямаа (землю меря) – ареал
экспедиции растянулся на немыслимые тысячи километров. После долгих
обсуждений решено было следовать маршрутом Печоры – Изборск – Новгород –
Тверь – Углич – село Мартыново – Ростов Великий – Переславль-Залесский –
Кострома – Плес – Владимир – село Казанское. И, как оказалось, для
первого знакомства с летописным народом этого было более чем достаточно!
Первые же остановки экспедиции принесли результаты: из-под слоев
позднейших веков перед нами явственно проступила дославянская история
севера Восточно-Европейской равнины.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d181d0b5d182d0be.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d181d0b5d182d0be.jpg)
Как
мы узнали, Печоры и Изборск расположены на территориях, населенных
финно-угорским народом сето. Ко времени строительства Псково-Печорского
монастыря в XV веке псковская чудь (так называли сето) приняла
православие, в то же время сохранив многие черты собственной древней
традиционной религии, из-за чего их называли «полуверцами». Знаменитое
Труворово городище (Трувор – брат Рюрика) в Изборске также расположено
на древнем финно-угорском городище. ![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/izborsk_krepost.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/izborsk_krepost.jpg) Изборск. Остатки крепости
«Меря намеряла, да чудь начудила…»
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d180d0b5d0bad0b0-d0b2d0bed0bbd185d0bed0b2-d0b2-d0bdd0bed0b2d0b3d0bed180d0bed0b4d0b5.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d180d0b5d0bad0b0-d0b2d0bed0bbd185d0bed0b2-d0b2-d0bdd0bed0b2d0b3d0bed180d0bed0b4d0b5.jpg)
Следующим
пунктом экспедиции был Новгород – первый центр республиканского
правления на Руси, впервые упомянутый в летописях под 859 г. И здесь мы
нашли первое свидетельство о мере: обладающий наиболее мощным культурным
слоем район города – Неревский – (за века совместного существования
произошла характерная для славян взаимозамена «м» на «н»), прямо
указывает на этноним мери. В названии одной из улиц Софийской стороны –
Чудинцевой заключено упоминание еще одного народа финно-угорской группы – чуди.
Да и сам знаменитый Софийский собор Новгорода построен, как выяснилось,
на месте языческого капища.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bdd0bed0b2d0b3d0bed180d0bed0b4-d0bfd180d0b8d0b2d0b5d181d0bad0b8.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bdd0bed0b2d0b3d0bed180d0bed0b4-d0bfd180d0b8d0b2d0b5d181d0bad0b8.jpg)
Вообще,
финно-угры активно проявляются в археологических материалах
новгородских раскопок; шумящие привески достаточно часто встречаются в
городских слоях. По мнению многих историков, финно-угорская племенная
знать с самого начала входила в состав новгородской элиты. В
совокупности с пришедшими позже новгородскими словенами и кривичами,
меря и чудь составила разноэтничную новгородскую аристократию, так
называемые «300 золотых поясов», правивших из Новгорода окрестными
землями и призвавших в свое время Рюрика.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d180d0b5d0bad0b0-d182d0b2d0b5d180d186d0b0.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d180d0b5d0bad0b0-d182d0b2d0b5d180d186d0b0.jpg)
Следующий
пункт экспедиции – город Тверь. Его название в ранних летописях
писалось как «Тъхвърь», что указывает на финно-угорские корни и схоже по
звучанию с названием озера Тихвера (финское название Тihvera) в бывших
Олонецком и Выборгском уездах. Впрочем, финно-угры живут здесь и по сей
день – тверские карелы и члены тверской эстонской общины, радушно
встретившие участников экспедиции.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d182d0b2d0b5d180d181d0bad0b8d0b5-d18dd181d182d0bed0bdd186d18b.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d182d0b2d0b5d180d181d0bad0b8d0b5-d18dd181d182d0bed0bdd186d18b.jpg)
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d0bad0b0d186d0bad0b0d180d0b5d0b9.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d0bad0b0d186d0bad0b0d180d0b5d0b9.jpg)
Через
Кашин и Калязин мы приехали в деревню Мартыново, к кацкарям – потомкам
мерян, смешавшимися со славянами. Здесь есть свой этнографический музей,
которым заведует удивительный человек, учитель, краевед и «главный
кацкарь» Сергей Темняткин. Он и рассказал нам, что кацкари и поныне
сохранили в своем обиходе мерянские слова и древние верования о злом
духе Чугрее и Белой Корове, приносящей счастье, а на гербе Кацкой
волости нарисован желтый солнечный круг – символ солнцепоклонников. Еще в
прошлом веке в кацких деревнях по мерянскому обычаю мылись в печи!
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bad0b0d186d0bad0b0d180d0b8.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bad0b0d186d0bad0b0d180d0b8.jpg)
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bad0b0d186d0bad0b0d180d181d0bad0b0d18f-d0b8d0b7d0b1d0b0.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bad0b0d186d0bad0b0d180d181d0bad0b0d18f-d0b8d0b7d0b1d0b0.jpg)
Озера, реки и камни – свидетели истории
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/nero_rostov.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/nero_rostov.jpg)
Ростов,
расположенный на берегу озера Неро, встретил нас тягучим
колокольным перезвоном. Тихий городок, центральные улицы которого
выглядят нереальными, как декорации к фильму о царских временах. Так и
ждешь, что вот сейчас из-за мощных стен Ростовского Кремля выкатит
легкая пролетка с лихим кучером, а идущие навстречу ростовчанки
обернутся дамами в кисейных платьях!
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/vid_na_nero.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/vid_na_nero.jpg)
Неподалеку
от Ростова расположено Сарское городище – столица меря, основанная в VI
в. н.э. Развитые ремесла – кузнечные, ювелирные производства, обилие
среди находок керамики и восточных монет говорит о том, что уже до
прихода славян-кривичей меря обладали богатой материальной культурой и
торговой инфраструктурой. К сожалению, сегодня городище практически
уничтожено при разработке карьера. Но его находки составили обширную
экспозицию в залах Ростовского Кремля, где для нас провел интересную
экскурсию заведующий археологическим отделом Алексей Каретников.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/eksp_rostov_kreml.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/eksp_rostov_kreml.jpg)
Керамика эпохи неолита свидетельствует, что озеро Неро обживалось
людьми задолго до начала новой эры. Осколки керамики свойственной
финно-уграм ямочно-гребенчатой культуры находят и возле Кремля, и реке
Ушице, и даже на острове напротив города, где, как полагают,
впоследствии была табуированная зона мерянского святилища. Почти до
XIII-го века меря играли важную роль в жизни Ростовского княжества и
долго сопротивлялись крещению. Но тесное соседство со
славянами-кривичами и укрепление Древней Руси сыграло свою роль –
взаимопроникновение культур привело к постепенной, но необратимой
ассимиляции меря. Но и славяне приросли культурой меря. Интересно, что
божество, которое мы знаем под искаженным славянами именем Велес, скорее
всего, было мерянским. К примеру, у мокшан до сих пор существует
божество Велезь-шкай, что означает «Покровитель населения» и
«Волозьшкай» – «Покровитель земной природы и урожая».
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/sinii_kamen.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/sinii_kamen.jpg)
Моления
у меря совершались в том числе и у так называемых Синих камней –
огромных валунов необычного густо серо-синего цвета. Это были своего
рода святилища, как и родники, священные рощи и т.д. К одному из них –
Синему камню на Клещине (ныне Переславль-Залесский и Плещеево озеро) мы и
направили дальше свой путь.
К Синему камню у озера протоптана широкая дорожка – по преданию, он и
сегодня лечит женщин от бесплодия. Приложив ладони к его поверхности,
можно ощутить необычный внутренний жар. Местные рассказывают, что зимой
снег на нем не лежит – тает. Во времена насаждения христианства Синий
камень скатили с горы и закопали. Но спустя некоторое время он сам вышел
на поверхность. Тогда его решили утопить. Но Синий камень, проломив
плот, ушел под воду, а спустя несколько лет снова появился на берегу.
Так и ходят к нему с тех пор паломники, оставляя в благодарность на его
горячей ладони монеты, хлеб и даже кусочки шоколада.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/lentochki.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/lentochki.jpg)
Рядом
с камнем рощица, где деревца густо обвязаны разноцветными лентами – это
паломники воспроизводят мерянский обычай, и поныне существующий у
финно-угорских народов, – делать подношение родовому дереву. С просьбой о
счастье и здоровье повязали ленточки и мы – и с легкой душой
отправились дальше, в Кострому.
Меря и мари – родственные народы?
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/kostroma_torg_plosch.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/kostroma_torg_plosch.jpg)
Для
изучения меря лучше города, чем Кострома, не найти. Одна топонимика
чего стоит! К тому же, в этих краях сохранился жгонский язык – арго
костромских пимокатов, использовавшие непонятные для других старинные
мерянские слова. Сходство жгонского диалекта с современным марийским
языком многим исследователям дало основание предположить, что меря и
мари – родственный, если не один и тот же народ. Сравните, арбез, арбезя
– мальчик (жг.) – рвезе – мальчик (мар.); башково, вашково – быстро
(жг.) и вашке – быстро (мар.); вата – баба (жг.) и вате – жена (мар.) и
т.д. И таких совпадений – великое множество!
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/kalancha_kostroma.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/kalancha_kostroma.jpg)
Другой
пример — бытовавший в Костромской, Ивановской, Ярославской и
Владимирской областях так называемый елманский язык (от мар. йылме —
язык), который также содержал марийскую лексику и использовался ещё в
начале XX века как профессиональный язык местных рыбаков. Да и
сохранившееся в здешних местах коренное население – костромские мари
живут здесь с древнейших времен.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0b2-d0b3d0bed181d182d0b8-d0ba-d0bf-d0bd-d182d180d0b0d0b2d0bad0b8d0bdd183-d0b2-d0bfd0bbd0b5d181d0b5.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0b2-d0b3d0bed181d182d0b8-d0ba-d0bf-d0bd-d182d180d0b0d0b2d0bad0b8d0bdd183-d0b2-d0bfd0bbd0b5d181d0b5.jpg)
В
этой мысли нас укрепляют и увиденные в Плесе – чудном красивом городке
на берегу великой мерянской реки Волга (ва – элемент финно-угорского
гидронима и означает «вода»), чудом сохранившиеся мерянские украшения.
Их раскопал в древней мерянской Алабужской крепости, которой 2,5
тысячелетия, ученый-археолог с мировым именем Павел Николаевич Травкин.
Раскопки продолжались девять лет, и для истории России эта находка
значит то же, что для Греции – Троя.
В
Алабуге практически неприкосновенными остались уникальные следы
построек, предметы утвари, оружие и, конечно, ювелирные украшения –
знаменитые шумящие привески. Это и утиные лапки, символизирующие по
марийской космологии утку – космотворца, двойные конские головы,
геометрический орнамент с солярными знаками – абсолютная идентичность с
марийскими! Двор мерянского ювелира со всей утварью и даже одеждой
полностью воспроизведен в музее П.Н. Травкина.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_muzei1.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_muzei1.jpg)
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_muzei2.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_muzei2.jpg)
- Хотите примерить? – спрашивает Павел Николаевич.
- Конечно! – и наши ученые дамы с радостью облачаются в мерянские драгоценности и накидки.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_merja.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_merja.jpg)
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_kurgan.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_kurgan.jpg)
Взошли
мы и на плесскую Студеную гору. Название ее – отголосок мерянских
верований, по которым души умерших переходят в Иномирье, темное и
холодное. Здесь стоят остатки курганных могильников, где меря хоронили
усопших по древнему обычаю – с устройством деревянных «домиков». Затем
дерево поджигалось со всех четырех концов, пламенем отрезая мир мертвых
от мира живых, и быстро забрасывалось землей.
Потаенные меря
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/vladimir_zemlja.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/vladimir_zemlja.jpg)
Далее
путь наш пролег через Мерянский Сужбол (Суздаль) в славный град
Владимир. Во Владимирской области меря соседствовали с другим
финно-угорским народом – мещерой. Отголоски некогда проживавших здесь
финно-угров сохранились не только в названиях рек, древних курганах, на
которых впоследствии были выстроены православные храмы, но и в
многочисленных преданиях. Испокон веку эти края считались заповедными,
таинственными, населенными лешими, водяными, русалками. Интересно, что
основой сказок о Соловье-разбойнике, Бабе-Яге и ее домике на куриной
лапе послужили те же финно-угорские усыпальницы – «домики мертвых»,
которые располагались на столбах.
![http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/shurksola.jpg](http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/shurksola.jpg)
Дорогу
из Владимира в Павлово-Посадский район Подмосковья пересекает река
Нерская, которая еще двести лет назад называлась Мерской. А на
территории района были расположены селения Меря и Меря Старая (ныне село
Казанское и деревня Грибаново соответственно). По документам архивов
меря еще в XV-XVIII веках имели свои волости и станы.
Село Казанское и стало завершающим пунктом нашей экспедиции. На тихих
улицах этого села нас окружили местные бабушки в чистеньких платочках и
дети – активные помощники местного краеведческого музея. Глядя на их
лица с характерными высокими скулами и раскосыми глазами, мы отчетливо
ощутили – меря никуда не исчезли, они и по сей день – в сказках, песнях,
праздниках, языке, генах, наконец, – живут среди нас!
Елена Минилбаева MariUver
|