Воскресенье, 03.03.2024, 05:33 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2023 » Май » 20 » «По ту сторону реки». В Иванове впервые показали финно-угорские предметы из курганов.
21:22
«По ту сторону реки». В Иванове впервые показали финно-угорские предметы из курганов.

Угадайте, где в Иванове в древности находился огромный город мертвых? Думаете это было где-то на окраине? А если я скажу, что две сотни курганов располагались на территории, на которой сейчас находится улица Батурина.

Сложно в это поверить, но тысячу лет назад огромное кладбище располагалось по эту сторону реки. А там, где сейчас Ивановский театральный комплекс располагалось поселение. К величайшему сожалению все его артефакты утеряны, поскольку молодое Советское государство в начале тридцатых годов разрушили на том месте главные городские храмы и без проведения адекватных археологических работ забабахали там театр.

Что же стало с могилами наших древних предков за рекой? Их веками дербанили, и в итоге в XIX веке раскопали 172 кургана и забрали оттуда вещи, соответствующие периоду VIII ˗ XII веков.

С сегодняшнего дня вы впервые можете увидеть часть этих экспонатов (другие осели в московских музеях). Кроме этого в экспозиции выставлены ярчайшие финно-угорские предметы из раскопок, проводившихся в XIX и XX веке на территории Ивановской и Владимирской областей(в начале прошлого века входила в Ивановскую Промышленную область)

Откровенно говоря, выставка «По ту сторону реки: археология поволжских финнов в собрании ИГИКМ имени Д. Г. Бурылина» повергла меня в шок. Про наших родных предков (кто-то может сказать, что с моим семитским носом у меня другие предки и ведь они будут правы — я рептилоид) поволжских финнов (в случае нашего региона это меря и мурома) как-то крайне редко говорят, а ведь они как и славяне стали прародителями русского народа. И их жизнь и быт не должны покрываться пылью в запасниках. 

Так что если хотите прикоснуться к истории людей, проживавших на Ивановской земле за несколько столетий до прихода славян — добро пожаловать в Музей промышленности и искусства. После этого левый берег Уводи заиграет для вас абсолютно новыми красками...

А если на выставке вы встретите ее куратора, то полностью проникнитесь в историю складывания финно-угорских этносов на территории Ивановского края и процесс археологического изучения этого процесса. 

P.S. Отдельно хочется сказать, что обязательно уделите время для просмотра экспозиции расположенной в подземном ходе музейного особняка. Там есть экспонаты не только эпохи славян и мерян с муромой, но и с более древних стоянок на территории региона. Да и само подземелье является одним из самых необычных и мистических мест города (кто найдет масонские знаки — тот молодец)

P.P.S. А теперь познавательная страничка про племена меря и мурома от моих музейных друзей. 

Сведения о мере содержатся в Начальной русской летописи, которая указывает ее географическое положение: «… а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же…». Там упоминают мерю в числе племен, плативших варягам дань. В войске Олега, совершившем в 907 г. поход на Константинополь, упоминается меря. После 907 г. меря исчезает со страниц русских летописей. 

Типичными для мери являются грунтовые могильники с захоронениями в ямах. Захоронения с сожжениями составляют от 30 до 90 процентов всех погребений. Захоронения в основном индивидуальные, парные редки. Женщины погребались с украшениями, лежавшими так, как их носили при жизни, орудиями для литья, иногда оружие (наконечники стрел, ножи). В погребениях мужчин встречаются топоры, кресала, ножи, нередко оружие. Обычай втыкать оружие рядом с погребенным сближает погребальный обычай меря с муромским. 

Курганы XI-XII вв. западной части Ивановской области обнаруживают значительное присутствие мерянских украшений. В инвентаре женских погребений имеются коньки мерянского типа, треугольная подвеска, перстни с привесками. 

По муроме в письменных источниках информация скудна. Начальная летопись сообщает, что мурома составляла дорусское население одноименного города. Начальная летопись упоминает также мурому в числе неславянских народов, плативших дань Руси. 

Для могильников характерно рядовое положение погребений. Погребения с конями и могилы с отдельными захоронениями коней расположены между рядами человеческих могил или вперемежку с ними. Встречаются парные могилы с комплексом мужских и женских вещей. Умерших клали на дно ямы без гробов, дно устилалось берестой или лубом. Женщины погребались с полным набором украшений – от головного убора до обуви. Женский убор и погребальный инвентарь  отражал имущественное, семейное и социальное положение женщины. Богатые женские захоронения выделялись не только инвентарем, но и захоронением коней. Для мужских погребений характерны наборы для высекания огня, топоры-кельты, воткнутые в землю, орудия труда у мужчин – ремесленников. Мужские погребения с конями выделяются богатством инвентаря, иногда погребенными рядом женщинами.
 

Текст и фото: michail_shor

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1062 | Добавил: merjanyn | Теги: мурома, археология, финно-угры, меря, иваново | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика