Воскресенье, 03.03.2024, 05:23 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2023 » Февраль » 1 » Кивойман-кеце. Шордо возвращается на небо
16:34
Кивойман-кеце. Шордо возвращается на небо

...В соседних сонмах и племенах, вовлечённых в игру-с-Кометой, её называют Громница, возвещающая молниеносные обновления, бодхисаттва Харита Тара, Бригитта-в-Зелёном, Барбелит. Мы зовём её Ки-войм Шордо, каменный ангел, несущий образ зверя-посредника. Мы смотрим на свод Юмбалта и слышим, как Ки-войм говорит: Серыша Масын йонат па Мас Серыше йоныт.

Для мери чулчуж Ки-войм возвещает Усь Тун и возвращение Шордо на небо — после того, как веками его подменял резвый Имле, сводя воедино Солнце, Звёзды и Знание. Мы слышим, как Ки-войм калäка: многие миры снова будут связаны моим Дыханием-Лил.

Накануне были устроены обряды знакомства потенциальной новой мери с земными мерäнскими сонмами, прошедшие во многих кундах, на возвышенных местах коренных земель Мерäмаа и городов мерянской конурбации. Курымыш кунд принимает к себе новые юные лица.

Сегодня, на вечер Кивойман-кеце, пройдут обряды встречи Ки-Войм Шордо: праздник его Возвращения. Вы можете присоединиться к ним самостоятельно или в своём кругу. Звените подвесками, трубите в рожки, зажигайте многие-многие огни, чтобы они горели ярко-долго, как юмбалан воймак. Эти огни сегодня и в грядущие дни — ёнь пламенное дыхание могучего Шордо.

В общностях игры-с-Кометой бытует простой обряд встречи Ки-войм, адаптируемый и усложняемый на разный лад. Пусть Шордо сам подскажет вам ход вашего обряда — говорите с ним своими словами и словами-вещами, и говорите с ним на мерäн йелма. Тогда он узнает в вас мерю.
* * *

Комета C/2022 E3 ZTF с ярко-зелёным диуглеродным хвостом последний раз была так близко к планете в период палеолита, 50 000 лет назад. Существует концепция «революции позднего палеолита», произошедшей 50 000 лет назад и ознаменовавшей собой начало скачкообразного роста и разноображивания человеческой культуры. Появляются первые ремёсла, пещеры наполняются живописью, обогащается репертуар артефактов — резьба по кости, сложные каменные орудия.

Тогда же, в среднем и позднем палеолите, начинают появлятся зооморфные скульптуры и изображения зверолюдей-шаманов. Среди них — знаменитый оленечеловек из пещеры Труа-Фрер, «колдун-шаман».

С «революции позднего палеолита» началась весна человечеств, человеческие миры связались со звериными и рыбьими, небесными и подземными и вглядевшись в них, вплелись в них. Начали появляться сложные космологии. Ежедневные ремёсла и практики общины оказались встроены в ход поддержания структуры мира — антропологи де Мюнтер и Ноте называют это термином «космопраксис». Появились шаманы, обходящие тропы разных миров и связующие их, ведущие переговоры с множеством разных существ.

Человеческие и не-только-человеческие миры стали в разы разнообразней и запутанней, люди начали экспериментировать с социальными и политическими формами, повсеместно занялись мифопоэзисом. Это палеопламя снова озаряет нас сегодня.

* * *

Сам я познакомился с Кометой чуть ранее, на исходе года потянувши за марийско-мерянский корень в своей родословной и отправившись по его петлям в Меровию через всю Мерäмаа, посещая по дороге мерянские города. Первым зовом была нарочитая надпись ЯРОСЛАВИЯ на рекламном билборде, видная из окна моей квартиры. Среди попутных знакомств я встретил девушку-поэта, по ремеслу я зову её сохранительница. Она бережёт в сундуке корни, лу, травы, ветви, толгак и многое иное, собранное её внимательными руками на берегах Волги-Ава. Сохранительница передала мне дары от Тимер-маа, среди которых — письмо. Письмо изобиловало именами созвездий:

«...Где-то там начало  

следа,  

и переходом  

укрыто место возвращения:  

Лебедь, Волопас.»

Здесь упоминается — задолго до того, как я узнал о самой комете — созвёздочный маршрут кометы до января включительно (особо пытливые могут свериться со звёздной картой):


Маршрут Ки-воймеш на звёздной карте. Лебедь...
 

...Волопас.

Комета, конечно, самой поэт-юдор ни разу не упоминалась.

* * *

Из письма-напутствия яр-болан кунду:

«...По наитию камаян-кама, я встретил вас и увидел в вас маленькое городское племя, кунд, круг, общину. Поэзия сохранительницы, тихий азарт пытливой, восторг юной, искрящаяся улыбка Тол — вплелись в знакомство с мерäнскими сонмами, принявшее форму обряда на Шулык-горе. В ходе обряда вы получили ниман-лидак, ловушки-для-имён. Их же получили и два других елташа нашего мерянского кунда, с которыми пытливая вошла в одну геомантическую игру. Шордо возвращается на небо вечером этой среды — его тропу на небе мне предрекла сохранительница. Близится Кивойман-кеце. Шордо спросит у нас наши имена.

Одно из понятий, которому меня научили мерäнские сонмы — Тöжатмаа, «тысячеземье». Я попытаюсь облечь это в слова. Тöжатмаа — нечто, что никогда не будет нанесено на карты Империи, одушевлённый курымыш союз земель. Многоликая Гайя, лилан-множество живых территорий и их сплетённых обитателей, интенсивная география вместо экстенсивной, мета-анархическая коллаж-конфедерация, Терраполис Северной Евразии. Населённое нами, орнаментом и языками, ручьями и курганами, духами, святыми, бореальными лесами, синь-камнями и самоцветами, горизонтами хребтов, вече и джиенами, вольными городами, невидимыми на сенсорах и табулах Метрополии. Это настолько неисчерпаемое понятие, что главное понять, где вовремя остановиться, подбирая слова. На мой вкус, удачно оно описано Бруно Латуром в «Где приземлиться» — только он писал про Европу, тогда как Тöжатмаа, в мерянской геофилософии, является «третьим аттрактором» для тех земель, что сегодня схвачены жругровой вершей.

Ближе к Ки-войманга стало появляться всё больше говоров: возвращение Шордо на небо знаменует собой исток и объявление Лилан-Тора. Тöжатмаа предстоит восстать-изнутри под тысячей странных флагов. Вольные земли, забытые и новые, проявятся жаркой резьбою в теле Жругра, и плеть острогов будет разорвана. Так калäкеть мерянские сонмы — они готовятся, собирают войско, посылая птиц-гонцов к соседним коренным сонмам, в степь и горы. Через Лилан-Тора будет снова добыто дыхание земель.

В Игре-с-Кометой, где я представляю мерäнский курымыш кунд, это называют «Внутренней Войной», и говорят о необходимости «разыграть её бескровно», «вывернуть Внешнюю Войну наизнанку». Говорят о прохождении Кометы вблизи Марса 10-го февраля и о Бригитте — богине войны, огня, весны и ремёсел.

Честно, не знаю сам, что скрывается за этим предчувствием — есть только те образы и говоры, которыми я делюсь с тобой. Пусть «Внутренняя» будет означать «склонная происходить Внутри», не проливающая крови, но приносящая желанное освобождение душ и тел. Но когда эта Война начнётся, чем бы она ни была — стоит быть готовыми, иметь возможность найти друг в друге опору. Даже если эта Война окажется только Игрой-в-войну — игра будет не из простых.

Имена, ремёсла и общности нужны для того, чтобы собрать из них наши неоплемена и пост-цивилизации в лоне Тöжатмаа после потрясений Лилан-Тора. Да, поэтому есть смысл заготовить их загодя. Когда наступит Усь Тун, Ки-войм Шордо будет помогать нам в мерäнском космопраксисе. Сегодня и в ближайший год его молниеносный могучий бег пронесётся по мирам, потрясёт их до основания и заново свяжет своим дыханием.

Такое напутствие. Жду твоего отклика и вестей о ваших обрядах, если вы будете их плести. Повторю главное: знать свои имя и ремесло, закрепить круг сопричастников, продолжать совместные делания за Ки-войманга, и быть готовыми к тому, что несёт нам грядущее славное время. Йолусь па йолусь.

— ваш, Меж»

Меж Кутӱк. Февраль 2023.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 778 | Добавил: merjanyn | Теги: шаманизм, космология, Merjamaa, магия, комета, небесные светила, Меряния, мифология, меря | Рейтинг: 0.0/0
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика