![](https://pp.vk.me/c638626/v638626071/836c/FwNgO9_Vets.jpg)
Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.
Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе. Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» - курица, «кокош» - петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» - родная сестра матери.
Курица была у финских народов особо почитаемой птицей за её плодовитость, и такая ассоциативная привязка должна была способствовать выполнению женщиной в обществе её главной, репродуктивной роли.
![](/kultura/kokoshnik/05.jpg)
В языческой обрядовой практике девушку-невесту представляли как «утицу», «лебедь белую», что вполне объяснимо: невеста входила в дом жениха представительницей чужого рода. Она являлась из иного, потенциально опасного мира. Но первая брачная ночь приобщала её уже к мифологическому пространству того общества, к которому принадлежал её жених. Статус менялся, и молодая превращалась из «утицы» в «курицу», представительницу нового для неё рода и его продолжательницу . На голове она теперь несла кокошник, символ плодородия.
![](/kultura/kokoshnik/10.jpg)
Владимирский кокошник начала 20-го века.
Выглядели они так же как поздние русские кокошники 18-19 века. Например в окрестностях Плёса такой кокошник был найден среди остатков костюма 7 века на Алабужском городище. Благодаря металлическим деталям удалось проследить наличие кокошников и в материалах средневекового времени, например на Вологодчине.
![](/kultura/kokoshnik/06.jpg)
Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.
Приобщив к вышеуказанным археологическим материалам этнографические сведения, мы представим мерянский кокошник как конструкцию на жёсткой основе (береста, луб), обтянутый тканьем. Убор был лопатообразной формы, как в более позднее время – кокошник владимирско-нижегородского типа, с опускающимися книзу кончами. Вышитый на ткани орнамент состоял из знаков плодородия и солярных символов.
![](/kultura/kokoshnik/15.jpg)
Современный русский кокошник
Ещё большее сходство с образом куриной головы придавали в мерянском костюме особые привески, известные у современных поволжских финнов под названием «кудрят».
Таким кудряшками служили подвешенные к кокошнику птичьи перья или заменяющая их бахрома из нитей, а так же металлические привески.
Исследовательница древнерусского костюма М.А. Сабурова отметила подобное и в курганных захоронениях финского Севера: «спрятанные под головной убор волосы как бы заменяли локоны, образованные из шерстяных нитей.» Так же она говорит о том, что к шерстяным нитям составлявшем бахрому крепились кольца. Такие кольца нередко находят в курганах Верхней Волги. Напрмиер Ф.Д. Нефёдов несколько раз обнаруживал такие мелкие колечки, прикреплённые по 12-15 штук в ряд к краю головного убора и обрамляющие лоб женщины от виска до виска.
Претерпев некоторые изменения, рассматриваемый элемент головного убора женщины сохранился в русском костюме вплоть до 20 го века. Роль «кудряшек» теперь стали выполнять короткие снитки бус или жемчуга.
Головные уборы народов Приволжья
![](/kultura/kokoshnik/16.jpg)
Костромской женский праздничный убор - "наклон". (Галич Мерьский)
Замужние женщины народов Приволжья носили схожие головные уборы. Они были двух основных типов: 1) каркасные остроконечные типа высокого кокошника, 2) лопатообразные типа «сороки».
Наиболее древним можно считать высокий головной убор на каркасе. У мари это «шурка», у эрзи (панго), удмуртов (айшон), костромичей (наклон).
![](/kultura/kokoshnik/08.jpg)
Марийский женский головной убор "шурка"
Название этого головного убора происходит от слова «шур» - рог, «шурка» - дословно переводится «рогатый». Он представлял собой берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый узорчатым тканьем с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Этот головной убор в прошлом был распространен среди всех групп марийцев. У групп некрещенных луговых мари (чимари) в Уржумском уезде и восточных марийцев «шурка» употреблялась как свадебный головной убор до начала 20-го века. У остальных групп марийцев, вероятно, шурка вышла из употребления во второй половине 19 века.
![](/kultura/kokoshnik/01.jpg)
Удмуртский женский головной убор "айшон"
![](/kultura/kokoshnik/07.jpg)
Эрзянский женский головной убор "панго"
Центральный мотив такого женского головного убора представляет из себя как правило Древо Жизни, отождествляемое большинством исследователей с фигурой Богини в архаичном мировоззрении. Мотив Древа Жизни перекликается с сходными по смыслу образами: Мировой горой, Осью Мира, Мировым Столпом.
Использованная литература: А.Степанов "Сотворение Мира", П.Н. Травкин "Язычество древнерусской провинции", Р.Багдасаров "Свастика священный символ"
|