![](/kamni/jaitra/jaitra-02.jpg)
Александр Кузнецов, педагог, краевед, автор ряда краеведческих книг, живёт в Усть-Печенге Тотемского района. Специально для «Маяка» он написал работу, посвященную легенде о Яитре, бытующей в вологодских местах…
Весной 1982 года, когда я был студентом, мне довелось познакомиться со старейшим на то время вологодским краеведом Павлом Александровичем Тереховым. Он уже плохо видел, но хорошо рассказывал про старые годы.
![](/kamni/jaitra/jaitra-01.jpg)
Место на котором располагалась Арсениева пустынь
Запомнилась одна из его историй. В детстве Паша Терехов вместе с бабушкой ходил в гости «на Маслену» (река Масляная, правый приток Вологды), где в деревне Большое Село у них жили родственники. От Верхвологды, родины П. А. Терехова, это в двадцати верстах к югу. По дороге бабушка с внуком посетили место старинной Арсениевой пустыни. От монастыря к началу ХХ века уже ничего не осталось, но на лесной поляне стояли две деревянные церкви – Одигитриевская и Вознесенская. Богомольцы приворачивали к ним ещё и затем, чтобы поклониться так называемому Богородичному камню, на поверхности которого было небольшое углубление, «как будто кто-то посидел». Бабушка сказала тогда маленькому Паше, что, мол, на камне сидела Яитра, отдыхая на пути в Кириллов…
«Кто такая Яитра?»
– спросил я у краеведа, выслушав его рассказ. Павел Александрович ответил, что, видимо, это народное название Богородицы, но откуда происходит это странное слово, он не знает…
Недавно я познакомился с опубликованными в научном сборнике материалами топонимической экспедиции Уральского университета и понял, что память у старого краеведа была крепкая!
Автор публикации Е. Л. Березович приводит запись легенды, сделанную в деревне Омогаево Вологодского района (это в 25 км к северу от Верхвологды):
«Недалеко есть у нас Святой Колодчик. Шла она, Яитра, Божья матерь, мимо, устала, попить захотела. На камнях остались от неё следочки: на один камень она наступила, на другой оперлась – ладошка отпечаталась».
Уральским учёным удалось при опросах населения выяснить происхождение слова Яитра. Оказывается, на просторах между рекой Шексной и Кубенским озером в народе так называли Богоматерь Одигитрию.
![](/kamni/jaitra/jaitra-04.jpg)
Святой колодезь
Святой Колодчик находится неподалёку от деревни Омогаево, в истоках речки-невелички Еленги. В годы советской власти источник пытались уничтожить: атеисты разобрали деревянную часовню при нём, где хранилась икона Пресвятой Богородицы, лили в родник керосин… Недавно Святой Колодчик восстановили, туда снова приходят верующие, проводятся молебны.
Любопытно, что в обеих легендах о Яитре говорится о том, что шла она в сторону Кирилло-Белозерского монастыря. Путь этот почему-то вёл через самые глухие леса шекснинско-кубенского водораздела, в обход населённых волостей и торных дорог. Очевидно, что в народных представлениях Богородица выбрала этот путь с той целью, чтобы простые смертные увидеть её не смогли. Тем не менее, по следам, оставленным на камнях, люди догадались о существовании этого богородичного пути, обнаруживали места отдыха Яитры и делали их культовыми.
Само слово Одигитрия переводится с греческого языка как «путеводительница». Таким образом, народный термин Яитра не случайно оказался связан с идеей пути, движения в заданном направлении. Ещё одним доказательством существования простонародного религиозного культа о прохождении Одигитрии в Кириллов монастырь по вологодским лесам является полное название Арсениевой пустыни на реке Масляной (в 10 км от современного посёлка Кипелово). В. В. Зверинский в «Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» пишет, что мужской монастырь в 40 верстах к западу от города Вологды именовался «Арсениева Одигитриева пустынь на Маслене». Следовательно, Богородичный камень со следом отдыха Яитры, который видел в детстве краевед П. А. Терехов, тоже является одним из этапов этого пути Одигитрии!
![](/kamni/jaitra/jaitra-06.jpg)
Старинная булыжная дорога. Говорят, что дорога к святому источнику построена для императрицы Екатерины.
Итак, из легенд известен конечный пункт путешествия Богородицы – Кириллов монастырь на Сиверском озере и две остановки – на реке Масляной и у Святого Колодчика. А нет ли других свидетельств о прохождении Одигитрии-Яитры по лесному водоразделу? На помощь вновь приходят сведения из области топонимики. Так, на полпути между Арсениевой пустынью и Святым Колодчиком есть озеро Соренское (близ Вотчи), которое раньше называли Святым. На берегу озера тоже имелся почитаемый населением камень-следовик, рядом с которым была устроена деревянная часовня. Сегодня от этого культового места уже не осталось никаких следов…
Между Святым Колодчиком и Кирилловым монастырём есть сразу два больших озера с одинаковым названием Покровское и с церквями Покрова Богородицы на их берегах! Чем не след богородичного пути?
Сложнее обстоит дело с определением маршрута Одигитрии в южном направлении от Арсениева монастыря. Откуда Богородица начала свой путь на север? Миновала ли она Вологду? По этим вопросам в настоящее время можно лишь строить предположения. Однако известен исторический факт о том, что монахи Кирилл и Ферапонт пришли в 1397 году из московского Симонова монастыря в Белозерье. По церковной легенде, путь на север им указала сама Богородица. Самой древней иконой Кириллова монастыря считался образ именно Богоматери Одигитрии, принесённый будто бы Кириллом из Москвы. Ныне эта икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
![](/kamni/jaitra/jaitra-03.jpg)
Интересно также, что главные храмы в Кирилловом и Ферапонтовом монастырях были посвящены Богородице: в первом – собор Успения Пресвятой Богородицы, во втором – собор Рождества Богородицы со знаменитыми фресками Дионисия. В центральной апсиде храма знаменитый русский иконник поместил огромное изображение Богородицы с младенцем на троне. В народе же богородичный культ продолжал отражаться в камнях-следовиках: так, на берегу Бородаевского озера, у деревни Щелково, в виду Ферапонтова монастыря, известен камень «со следом Богородицы». На горе Мауре, откуда монахи осматривали окрестности, выбирая место будущего поселения, тоже есть широко известный камень с довольно условным отпечатком следа ноги.
Точный путь святых Кирилла и Ферапонта из Москвы на север с иконой Богородицы в руках неизвестен.
Позднее, когда богородичный культ стал распространяться среди крестьян многочисленных деревень на пространстве между Шексной и Кубенским озером, сложные для народа христианские догмы были трансформированы в любопытную во всех отношениях легенду о прохождении Яитры по угрюмым вологодским лесам.
Автор: Александр Кузнецов
Источник: vologda-mayak.ru
|