Культ богородицы на Мерянских землях - 15 Февраля 2011 - Merjamaa - Мерянское наследие России
Среда, 10.06.2015, 00:10 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Февраль » 15 » Культ богородицы на Мерянских землях
11:41
Культ богородицы на Мерянских землях

Андрей Мерянин "Великая Мать"

Как известно, Андрей Боголюбский объявил Богородицу святой покровительницей своего княжества и провёл ряд соответствующих мероприятий. Архитектор и историк А.Б. Дьяков заметил, что если нанести на карту все богородицкие соборы Центральной России, то таким образом окажется маркирована вся территория домонгольской Владимирской Руси.


Александр Аверин. "Андрей Боголюбский"

С чем связан выбор князя Андрея? Дело в том, что образ Богородицы удачно соединялся с широко распространенным среди финского населения Волго-Окского междуречья культом Небесной Праматери . И Андрей Боголюбский, что называется, на государственном уровне обозначил стратегию постепенной адаптации нововводимой религии к местному финскому политеизму. Причём мы далеки от мысли, что князь самостоятельно разработал здесь программу действий.
 
Кто он? Выходец из варяжской среды, по терминологии Повести временных лет, «находник» в мерянском обществе, где он повёл себя недальновидно по отношению к местной знати и, в конечном итоге, поплатился за это жизнью. Но культ Богородицы ввести успел! Как нам представляется, не без посторонней помощи. В его окружении наверняка были специалисты, которые хорошо разбирались в тонкостях местного политеизма. Речь может идти о неизвестном нам реформаторе-волхве.

Или даже о вполне известном. В 1164 году «всеми людьми суздальскими», то есть городским суздальским вече, без разрешения Константинополя, но при поддержке Андрея Боголюбского, епископом Владимиро-Суздальской земли был избран Фёдор, получивший красноречивое прозвище Волхв. Выбирая себе духовного лидера, общинники древнерусских городов продолжали придерживаться старинных традиций и не желали признавать идею «вертикали власти». Согласно летописным данным, с 1156 г. епископа сами себе избирали новгородцы, с 1183 г. - ростовчане. Так же, как раньше голосовали за глав городского жреческого сословия. В такой ситуации на месте епископа действительно вполне мог оказаться бывший общественный лидер-политеист 53.

Своими действиями на высоком посту Фёдор убеждает нас в том, что «волхв» применительно к нему - это не только прозвище. Его служение продемонстрировало пример временного соединения функций жреца-кама и христианского священника и ознаменовалось страшной, с точки зрения церкви, «хулой на Господа». Следуя исконным представлениям о мироздании и, вероятно, выполняя волю избравшей его общины, Фёдор Волхв провозгласил Богородицу выше Христа! А местные храмы, где верные Констатинополю священники вели службу, с его точки зрения, «неправильно», он попросту закрывал.

Деятельность волхва-епископа, в конечном итоге, способствовала тому, что во Владимиро-Суздальской Руси сложился богородичный культ, который не укладывался в рамки византийского христианства. По мнению Н.Н. Воронина, в нём вообще было мало христианского. Праздник рождества Богородицы совместился с роженичными трапезами, а сама она стала покровительницей беременных женщин.

http://content.foto.mail.ru/bk/luminka/3/i-7.jpg
Владимирская икона Божей Матери, XII век.

Средневековая Владимирская икона сохраняла полуязыческие черты женского божества, действуя, по существу, как оберег. Освященная ею вода обладала магической исцеляющей силой. Сама она, как некий магический щит, призвана была охранять от врагов город и княжество.

Подвижничество Фёдора имело для него трагические последствия. Народного епископа хитростью выманили в Константинополь, где «за хулу на Господа» он был расстрижен и казнён 54. Сегодня, по истечении многих лет, можно с уверенностью сказать, что церковь недооценила заслуги таких волхвов, как Фёдор, в деле христианизации Древней Руси. Благодаря их гибкому мышлению и истинной мудрости, возможно, было спасено немало жизней - как священников-миссионеров, так и мерян. Волхвы в качестве местных лидеров, на наш взгляд, обеспечивали относительно мирное внедрение государственной идеологии в древнерусское общество.

52 Рыбаков Б.А. Новые данные о культе небесного оленя // Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. М., 1976. С. 57-63.

53 Дворниченко А.Ю., Кривошеее Ю.В. Древнерусская церковь и архаические традиции // Язычество восточных славян. Л., 1990. С. 7.

54 Введение христианства на Руси. С. 269-271

Павел Травкин. Язычество древнерусской провинции. Малый город.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1777 | Добавил: merja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 12
avatar
0
1
Ну, опять не все так! Культ Богоматери был чрезвычайно популярен не только на Руси, но и в Европе, да и в Византии тоже, причем именно в "высокое средневековье" даже больше, чем в "темные века". Кроме того, Андрей Боголюбский, судя по всему, имел хорошие связи с Европой, Татищев пишет, что Фридрих Барборосса ему даже резчиков для камня присылал украшать соборы.
А с Феодором, епископом, тоже не совсем верно. Боголюбский собирался учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с Феодором (Феодорцем). Русские епископы были против, в частности еп. Кирилл Туровский, который «Андрею Боголюбскому князю многа послания написа». Карамзин говорит об этой истории так: " Великий Князь, признав монаха Феодора достойным Святительского сана, посылал его ставиться в Киев; но Феодор, уже приняв на себя звание Епископа, не хотел ехать к Митрополиту. Сего мало: будучи корыстолюбив и злобен, он мучил людей в подвластных Епископу селах, Иноков, Игуменов, Священников; брил им головы и бороды; даже распинал некоторых, выжигал глаза, резал языки, единственно для того, чтобы присвоить себе их достояние. Князь терпел изверга, довольствуясь, может быть, одними угрозами. Еще более тем озлобленный, лжепастырь вздумал наконец запереть все церкви в Владимире и взял от них ключи. Народ взволновался. Великий Князь, низвергнув Феодора, предал его на суд Митрополиту, который велел отрезать ему язык, отсечь правую руку и выколоть глаза: ибо сей еретик (прибавляют Летописцы) злословил Богоматерь! " Заметьте "злословил". Представляется, что он был вероятно "богомилом". Именно для этой ереси характерно негативное отношение к Богородице. А скрытых богомилов на Руси было тогда немало. Вероятно после обнаружения его еретичества, объясняется отказ ему в покровительстве великого князя. При чем тут меряне? Да и название "волхв" как рас попадает под эту категорию - еретик , чернокнижник. Вспомните "Симон Волхв". Да и Елисея Бомелия, астролога и алхимика Грозного, тоже называли "лютый волхв" без всякой привязки к мерянам.
avatar
0
2
Это вопросы к автору П.Н.Травкину.
avatar
0
3
Между прочим, этого Феодор (Феодорца как его ее называли) трудно отнести к мерянам, вообще-то он считался родственником знатного боярина Петра Бориславова и племянником Смоленского епископа Мануила, словом, был "рода велика и имеяше богатства много". Феодор был постриженником Киево-Печерского монастыря, а потом игуменом Суздальским. Наводит на мысль, что все-таки он разделял какие-то богомильские убеждения, учитывая его киевское происхождение. Известно, что было несколько еретиков в 11 и 12 вв. в Киеве, которых явно подозревали в богомильстве - в 1004 г. проповедовал это учение монах и скопец Адриан, а в 1123 году другой еретик Дмитр. Очевидно , в Киеве существовала тайная богомильская община, с которой Федор мог иметь контакты.
avatar
0
4
Очень спорна и оценка "деяний" Андрея "Боголюбского". Да и "повёл себя недаль-новидно по отношению к местной знати и, в конечном итоге, поплатился за это жизнью" сомнителен - убивали его то свои родственники, да за дела отнюдь не богоугодные. Да и разграбление и сожжение Киева ( в Десятинной церкви кстати спалил народ заживо), да и иконка то ворованная.

По поводу "богомилов" или на западный манер "катаров" - проповедовали крайний аскетизм (как в народе говорят "не от мира сего"), выступавшие против почитания икон и Богородицы - да, были еретиками. А вот "волхв" - это и есть волхв (мудрец, маг, волшебник). Если это летописный эпитет - то памятуя, как закончил карьеру Федор - это всего лишь оговор.

Авторство "Владимирской" иконе Божией Матери приписывается евангелисту Луке, написана по устоявшемуся уже к 12 веку канону написания икон Божией Матери.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. После жестокого разорения и ограбления Киева Андреем Боголюбским, Андрей украл Вышгородскую икону Богоматери и перевёз ее во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Так что ноги росли в этом деле от Андрея, и избрание "своего" епископа и своё толкование учения и борьба с другими, "неандреевскими" церквями. А уж когда очень уж перегнул палку, можно и холопом пожерствовать.

На мой взгляд, видеть сознательную роль князя Андрея в процессе создания культа почитания Богородицы - выдавать желаемое за действительно.

Образ Великой Матери, Заступницы, Пречистой - даже, если бы и запрещали живет и будет жить в народе вечно.

avatar
0
5
Иверская икона от Верень (окровавленная) - на щеке Богоматери кровь

Параскева Пятница - Пас раське ава - народная Богиня, дословно. Пятница по-Эрзянски, сюкончи, то есть ДЕНЬ ПОКЛОНЕНИЯ

avatar
0
11
Пас раське ава - параскева?
Не теряйте чувство меры, эфенди!
avatar
0
6
Для Zodiak. Не, просто прикол. "Задорновщина" на мордовский лад. Иверская от Иверия ,т.е. древнее название Грузии, монастырь Иверион на Афоне отсюда и Иверская.
Вообще-то она называется там Портаитисса, т.е. Вратарница, а Иверская уже на Руси прижлось название.
Параскева с греческого значит пятница. По-болгарски и по-сербски это святая называется Петка., Paraskewa по польски, т.е. тоже пятница. lМожет еще и эрзянские поселения в Элладе были , а Парфенон случаем не они ли строили? Причем здесь эрзя и вся мордва?
avatar
0
9
"Причем здесь эрзя и вся мордва?"

Во-первых, мордовского языка в природе не существует. Решительно не существует. Вы о чем? Не плодите сущностей...
Во-вторых, этнографы 19 века были уверены - греческий компонент в эрзянском и мокшанском языках и культуре весьма существенный и требует дальнейшего изучения.

Может объясните, почему в греческом пятница - Παρασκευή,
а пять - πέντε? Если вы не в курсе, считается, что пятница от слова "пять".
Гора ПАРНАС: эрз. ПАРНЭСЬ = эрз. «жеребенок», где Пегас живет помните? Лягушка по-гречески βάτραχος, а по-эрзянски и мокшански - ватракш B)Примеры можно приводить бесконечно...

В своем высокомерном сообщении, вы умудрились в кучу свалить всё: Афон, Грузию, поляков, болгар....каша и НОЛЬ смысла

avatar
0
7
А это отрывок про Феодора из "Архиереем Ростовским летопись" святителя Дмитрия Ростовского, составлена на основе местных ростовских летописей. Там по-моему все точно сказано.

9. Феодор II лже-епископ - псевдоепископ (его же послежде Феодорцем прозваша), при Несторе епископе настал бе. Насильник и хищник той похитил престол ростовскiя епископии сицевым образом:

Пойде первее в Царь-град со многим златом и сребром от рода бо велика бе и имеяше богатства много и глагола патриарху ложно, яко несть ныне в Киеве митрополита, и се аз, да поставиши мя в митрополита Киеву. Патрiарх же не прият словес его. И начат он прилежнее молити, глаголя, яко в Ростове епископа несть, ныне убо постави мене епископа Ростову, понеже несть ми в России от никого посвятитися, митрополиту в Киеве не обретавшуся. И поставлен бысть от патриарха в епископа Ростову, в лето 6678-е, от рождества 1170-е. И прииде в Русь на престол ростовскiя епископии, в лето 6679, а от рождества 1171. Бяше же он постриженик Киево-Печерскаго монастыря, нравом зело лют, дерзновенен и безстуден, и телом крепок, а язык имеяше чист; и бе велеречив, в мудровании злокознен, и всем бяше грозен и страшен. И глаголаху нецыи о нем, яко от демона есть сей; инии же волхва быти того нарицаху. Прiемшу же ему престол ростовскiя митрополии, великий князь Андрей Юрьевич, Боголюбский не хотяше слушати его, но глаголаше ему да идет в Кiев к митрополиту Константину, благословенiя ради; он же о том ни мало брежаше. Иногда убо и любовию понуждаше его князь идти в Киев к митрополиту, а он, якоже поставления от митрополита не восхоте, сице и благословения не требоваше, но глаголаше: не митрополит мене постави Ростову, но патриарх в Цареграде, от кого убо другаго благословения ми искати. И тако без печали седяше на престоле, не слушая добраго совета княжева, еще же и укоряше князя многими досадами и хулениями, глаголя нань нелепая, таже во граде Владимiре затвори церкви вся, и не бе пенiя во всем граде том, ни в соборней церкви пречистыя Богородицы Златоверхой, в ней же чудная икона Богородична стояше; таже и во иных градех и волостех сотвори: затвори церкви повсюду, и не бысть пения нигде же. Восхищаше же насильем имения многих, отъемля богатства, и сокровища, противляющихся же ему овыя в заточенiе посылаше, овыя же узами облагаше и в темницах затворяше и мучаше без милости, раны многия налагая и наги свещами пожигая, и иныя лютейшiя мучительства соделовая, и многия умучи до смерти, не точiю мужи, но и жены честныя. И бе грозен и страшен всем, и бояхуся его и трепетаху вси. Рыкаше бо аки лев и яко беснуемый от неприязни. Опечалишася вси людие и приидоша к великому князю во град Владимiр, плачущеся о великих бедах и напастех своих, от епископа им творимых. Князь же посла къ нему, глаголя: се вси людие скорбят и плачутся на тя; добро ти есть престати от гнева и преложитися на кротость и милость; се бо и церкви вся затворил еси, и несть в них пения, и чудотворный пресвятыя Богородицы образ заключил еси. Епископ же Феодор не точiю пременися на кротость и князю укоризненными словесы поругася, но и на Пречистую Богородицу хулу изглагола. Тогда великй князь повеле яти его и посла его, окована железы, в Киев к преосвященному митрополиту Константину. И егда от митрополита испытуем бе о содеянных своих злых делах, он гордостiю взимаяся и неподобная глаголаше: закон Божбий укори и на самого Господа Бога и на Пречистую Богородицу хулу изглагола. Митрополит же увещеваше его от Божественнаго Писания к покаянию, сказуя яко богохульницы судом Божиим и законом градским предаваемы бывают смерти; а он, о том ни мало внимая, более яряшеся и худая блядословяше. Послан убо бысть в заточение на Песий остров, и пребысть тамо все лето без покаянiя, паче же и на горшая хуления небоязненно простираяся. Митрополит убо видя его, аки Фараона, ожесточенна и непокаянна, посла к нему, глаголя сице: на Господа Бога и на Пречистую Божию Матерь и на вси святыя изглаголал еси хулы, и закон Божий укорил еси и множество человек умучил еси, множайшия же соблазнил еси. А Божий закон глаголет сице: в ню же меру мерите, возмерится и вам. Да возмерится убо и тебе по делом твоимь! И повеле на выю его камень жсрио- вый нав.язати, и воврещи въ глубины во~ныл, по словеси Господню: аще кто соблазнит единаго от сих верующих въ Мя, уне ему есть, да обяжется камень жерновый на выю его, и погрязнет в пучине морстей. И тако злый зле погибе. Сей в синодице церковнем не обретается между архиереами, злаго ради жития и кончины его, понеже не дверьми вниде, но прелазе инуде, яко тать, владычествуя яко разбойник и волк хищный, погибе же, яко богопротивник, в лето 6680, а от рождества 1172.

avatar
0
8
http://monotheism.narod.ru/gnosticism/angelov.htm А это интересная статья про богомилов в Киевской Руси
avatar
0
10
Ну, во первых, вы хорошо сделали, что вспомнили старика Оккама , кто плодит сущности без надобности это пожалуй только Вы. Для справки, Параскева Сербская (серб. Света Петка — «святая пятница», болг. Петка Българска - это другая святая , но с таким же именем, которая особенно чтится на Балканах.
Теперь про пятницу. Одно интересно, как это Вы лихо греческую приставку Παρα, которая , между прочим, активно участвует в словообразовании как древнегреческого, так и новогреческого языков приписали к "эрзя". Представьте , что в курсе, что пенте это пять, а Вы похоже не знаете , что у эллинизированных иудеев употреблялось два слова для обозначения этого дня - , Προσάββατον (т.е. день перед субботой) и Παρασκευή, что по гречески значит приготовление, т.е. день религиозного приготовления перед субботой. В Евангелии от Марка (15,42) так и сказано "επεί ήν Παρασκευή, ό εστί Προσάββατον". Но пятница не была пятым днем в Византии, как впрочем и в Библии, а у арабов до сих пор первый день недели - Аль-йоум аль-Ахад - воскресенье, также и в Израиле йом ришон, т.е. пятница это шестой день, а не пятый. А вот у славян, вероятно римское влияние, как и у всех европейских народов отсчет дней начинается с понедельника . Я полагаю, это также остатки язычества. Насчет Парнаса тоже повеселили, если Вы не знаете , то могу объяснить, что к Пегасу название горы не имеет никакого отношения, а происходит от имени сына Посейдона - Парнаса. Пегас же выбил копытом источник с вполне ясным , для древних греков "лошадиным" названием "Ипокрена" , но это на горе Геликон. Кстати, он обитал не только на Парнасе, но и на Геликоне, да и на Олимпе был не редкий гость. Название же Иверская происходит от названия монастыря на Афоне, где она находится, если не знаете подлинник иконы уж много веков именно там - в монастыре Ιβήρων, т.к. был основан грузинами. Иверия - это название земель современной Грузии в древности -Ἰβηρία
Вы бы поострожнее с такими аналогиями. А то найдутся люди , которые стеб Гоблина при переводе "Братство Кольца" будут воспринимать всерьез. орки=орсы=эрзя, Мордор=Мордовия, Саранск=Сауронск.
avatar
0
12
Touchdown! That's a relaly cool way of putting it!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский чашечник меря финно-угры весь чудь Меряния Merjamaa финно-угорский субстрат вепсы владимир суздаль меряне История Руси Ополье история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские национализм политика Язычество голбец камень чашечник синий камень камень следовик сакральные камни святой камень этнофутуризм археология мурома мерянский язык Ростовская земля ономастика финны балты городище краеведение священные камни православие этнография святой источник деревенские святыни регионализм Плёс общество дьяковцы черные копатели финно угры Ивановская область культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие муром антропология россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Ефим Честняков будущее Унжа вятичи словене новгородские голядь Залесье волга Идентичность футуризм макарьев экономика север мерянский этнофутуризм Древняя Русь ревитализация латвия Верхнее Поволжье иваново Костромская область капище Московия великороссы Белоозеро
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1876
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 506
Статистика