![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/01.jpg)
Поминальный костер у андреевского камня следовика-чашечника
В Родительскую субботу, московский актив
"Metsa Kunnta" совместно с костромскими краеведами побывал на священных камнях в районе Сусанино и Островского в Костромской области, где почтили память предков и зажгли поминальные свечи.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/11.jpg)
Огромные дома северного типа в одной из окрестных деревень
Мерянская традиционная религия - это народное православие, в котором переплелось язычество и христианство. Наше православие идёт не из интернета и политики, а от студеных источников родной земли. Наших священных камней, множества старых обрядов, мерцания лампады у бабушки в глухой избе и её наивных и тёплых искренних молитв, уважения к покойным предкам, уважения к ритму природы и гармонии человеческой жизни на Земле, красоты бронзовых старообрядческих икон, сказок нашего народного святого Ефима Честнякова и Святых Отцов, общения с мудрыми сельскими священниками и деревенскими знающими.
К большому сожалению, сейчас в православие многие вкладывают много негатива, в нем много городского неофитства, политики. Но в православии тихо дремали обычаи мерянской старины. Наши мерянские предки очень давно приняли христианство и трансформировали его под себя. Христос, Никола, Богородица, Параскева - любимые и важнейшие силы нашей веры. Мы полюбили их и они остались с нами вместе с древними духами предков и природы, камнями, деревьями, источниками...
Андреевское на Андобе-реке
Первым пунктом нашей поездки была земля древнего Андобского стана по реке Андобе. Здесь проходил древний проселочный тракт из Молвитина (Сусанино) в Буяково. В окрестных деревнях в старину добывали из болотной руды железо, изготовляли холодное оружие и хозяйственный инструмент.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/07.jpg)
Наличник со стилизованными драконами
В начале XVII века село Андреевское с соседними деревнями принадлежало Геннадиевскому монастырю, что под Любимом. В Андреевском стояла деревянная Никольская церковь, и село иногда называлось Никольским.
В этой церкви хранилась грамота на освещенье церкви, из которой видно, что в 1734 г. «воровские люди покрали имущество церкви». Что это были за люди, неизвестно. Эта деревянная церковь — памятник архитектуры XVII века.
В окрестностях Андреевского, на реке Андоба лежит камень-следовик, информацию о котором нам поведала знакомая жительница поселка Сусанино.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/02.jpg)
Общий вид камня
Нашим проводником любезно согласился стать житель одного из местных сел, которого еще ребенком водил на этот камень отец. После трехчасовых поисков по заснеженному лесу (к 3 ноября в Сусанинском районе выпало до 30 см снега) камень был найден.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/03.jpg)
Отчетливо виден след ребенка и кабаньего копыта
Это оказался гранитный валун размером 2,5 на 1,5 метра с множественными естественными и искусственными углублениями в виде следов животных (рысь, кабан, лось), ступни ребенка и чашками. Кроме них камень содержит несколько граффити первой половины XX века и, вероятно, более раннего времени. Камень со всех сторон окружает глубокая траншея. В 80-х годах по инициативе председателя местного колхоза камень попытались увезти в сусанинский музей. Из этой затеи ничего не вышло по причине отсутствия нормальных дорог и сильной заболоченности самого места.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/04.jpg)
Надписи на камне
Легенд о его прошлом почитании не сохранилось, поскольку все окрестные деревни давно вымерли, но интересен тот факт, что в первой половине XX века местная молодежь любила устраивать около камня гулянья. О них свидетельствуют упомянутые выше граффити.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/05.jpg)
Выбитое в камне кольцо
Гулянья вполне могут быть отголосками былого почитания камня местным населением. Учитывая, что архетипы - вещь очень серьёзная, эта версия для нас сейчас основная. Судя по стойкости почитания местными жителями, очень хороший пример архетипического сюжета!
Островское на Мере-реке
![](http://merjamaa.ru/kraeved/kamni_ostrovsk/semenovskoe2.jpg)
Поселок Островское (Село Семёновское-Лапотное на Мере) Фотография П. Павлова. 1912 г.
Вторым пунктом поездки стали священные камни из поселка Островское на реке Мера и его окрестности. Информацию о них нашел еще год назад наш товарищ из Вохмы Мерич.
Поселок переименован из села Семеновского-Лапотного в честь великого
русского драматурга А.Н. Островского, жившего и работавшего вблизи поселка в
усадьбе Щелыково.
![](http://merjamaa.ru/kraeved/kamni_ostrovsk/semenovskoe.jpg)
Село Семеновское-Лапотное, торговые ряды. Фотография П. Павлова. 1912 г.
Семеновское-Лапотное — одно из древнейших поселений Костромской Мерянии. Входило в средние века в волость Немда, известную по летописям с 1505 г., когда московский великий князь Василий Иванович эту волость пожаловал в кормление Федору Максимовичу Горину. Уже в те времена волость Немда по Мере-реке была плотно заселена.
По преданию, село было известно еще при московском великом князе Симеоне Ивановиче Гордом и названо по его имени. Эпитет Лапотное село получило за обширную торговлю лаптями — основной обувью костромских мерян.
В 1622 г. Семеновское с деревнями, в которых стояло 250 крестьянских дворов, было пожаловано окольничему Никите Васильевичу Годунову за его участие в обороне Арбатских ворот в Москве от войск королевича Жечи Посполитой Владислава.
Сокерино
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/17.jpg)
Остатки деревни Сокерино
Топоним Сокерино, говорящий сам за себя, возник от фамилии Сокерин, которая происходит от мерянского "сокер-сокыр" - слепой, незрячий; лишённый зрения.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/22.jpg)
Вид на долину Мера-реки
Кроме него существуют населенные пункты Сокерино в Нерехтском районе и в Вохомском районе Костромской области, Сокерино Максатихинского района Тверской области, поселок Сокерино Заволжского района Ивановской области. Как видим, все они расположены на постмерянских территориях центральной Московии.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/18.jpg)
Камлание предкам
Итак, поиски первого камня крестовика, лежащего в районе бывшей деревни Сокерино, заняли два с половиной часа. За это время мы успели облазить не только место бывшей деревни, но и отрезок поймы Мера-реки с оврагами протяженностью около полутора километров. Поиски у реки не увенчались успехом. И только на обратной пути, проходя через один овраг, мы чудом на него наткнулись.
Камень имеет практически круглую форму и достигает в длину – 0,99 метров, в ширину – 0,96 м. Его высота 0,71 м. На лицевой стороне камня имеется изображение креста с надписью, которую можно прочитать на фото.
На камне есть и другие надписи, уходящие по окружности вниз. Указана также дата - 1958. Но определенно, эта дата не имеет никакого отношения к самому изображению, потому что технология нанесения всех надписей, изображения и способ нанесения даты отличны друг от друга. Размер шрифта по всему камню примерно одинаков. Высота букв составляет 60 мм, наименьшее расстояние между буквами равно 15 мм, наибольшее – 30 мм. Расстояние между строк 30 - 40 мм.
![](http://merjamaa.ru/kamni/kostrm_12/13.jpg)
Вверху камня есть множественные отверстия явно рукотворного характера, сделанные скорее всего до нанесения креста и надписей.
Камень крестовик/пальцевик находится на дне запруженного ныне оврага. Ранее рядом с ним тек ручей и, возможно, бил источник (и сейчас земля вокруг него буквально сочиться водой). Таким образом, нам видится, что это типичный культовый камень, поклонение которому уходит в седую языческую древность, о чем красноречиво свидетельствует и "крещение" камня.
Волкоуша
Три других камня находятся в населенном пункте под названием Волкоуша, который является пригородом районного центра Островское. Хранятся они во дворе частного дома.
История их такова - Рассказывает местный житель Сергей Викторович Брызгунов, хранитель этих камней:
"К истории камней был причастен один из моих пращуров по фамилии Волженков, который родился примерно в 1860 году. Отец последнего был церковным старостой или даже настоятелем, от него-то и дошел рассказ о перевозке этих каменьев. Он же и организовал эту эпопею. Было это в 1888 году.
Перевозили же камни в Волкоушу из двух соседних деревенек Русово и Брусово (последнее было хуторком). Располагались они чуть далее Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского (примерно в полутора – двух километрах) – за нынешней свалкой, как объяснил Сергей.
Перетаскивались же камни под замысел сооружения кирпичной часовенки, которую должны были организовать в Волкоуше в конце 19 века. Видимо православные иерархи решили пресечь на корню языческие обряды местных жителей".
С камнями связано несколько преданий:
Первое повествует про самый большой валун, что давным-давно, не одну сотню лет назад, в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко от его жилища лежал в обрыве реки Мера громадный, на сотни пудов весом, камень. Отшельник покрыл камень какими-то знаками и стал вытесывать из него образ Богородицы. Трудился он над этим не один десяток лет, но так и не успел до смерти закончить обработку камня.
Во втором говорится, что Волкоуша страдала в старину каждое лето от пожаров. Служили молебны, но ничего не помогало. И лишь когда перетащили камни в деревню и поставили над ним часовню, пожары и эпидемии прекратились.
Итак, на двух камнях вырезан образ Иисуса и содержатся цитаты из библии, например, в одном месте читается притча о трех хлебах, которыми Христос накормил народ, и хлеба эти даже изображены. О чем, как не о еде и утолении самой насущной потребности - пище, могли думать наши предки! На большом же камне или, вернее, на его плоской поверхности, во всю длину (более двух метров) высечена фигура Богоматери.
Наибольший из камней имеет длину - 3,4 м, ширину - 1,5 м и высоту камня - 0,55 м. На камне имеется изображение Богородицы во весь рост. Высота изображения от венчика до ног составляет 2,6 м. Камень с лицевой и боковых сторон имеет надписи. В отличие от Сокеринского камня, надписи не имеют упорядоченности ни в размерах шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях. Скорее всего, автор придерживался принципа свободного места. Где оно позволяло, там буквы больше и размашистей, где места меньше, там и размер шрифта и плотность букв уменьшается.
Третий же камень был привезен из другого ныне не существующего села отцом хозяина дома, который нашел его в лесу, погрузил на автомобиль ЗИЛ и привез его домой. Этот камень имеет размеры: длина – 1,18 м, ширина - 0,85 м, высота - 0,1 м. Лик Спасителя находится внутри креста и со всех сторон окружен надписями.
Благодарим за помощь в нашей экспедиции Ивана Тощева, Клару и Владимира Шамовых.
Андрей Малышев. Москва-Кострома. 3-4 ноября 2012.