В марте краеведы из
"Metsa
Kunnta" совместно с московскими экологами и
представителем марийской общины города Москвы посетили исторический
музей в городе Кимры. Город Кимры с населением чуть более шестидесяти
тысяч человек является административным центром Кимрского района
Тверской области.
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/01.jpg)
Фрагменты
лепной дьяковской керамики
Когда и как
возник на берегу Волги населённый пункт Кимры (или, как ранее говорили,
Кимра)? Почему он носит название явно не славянского происхождения?
Исторические источники, об этом умалчивают. Хотя версий имеется
предостаточно.
![](/history/kimry_muz/03.jpg)
Дьяковские серпы и
"горбатые" ножи
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/02.jpg)
Деталь
конской упряжи из кости
Согласно
основной, название уходит своими корнями в дославянское прошлое — к
финскому народу меря. Память о них осталась в множественных названиях
рек, озёр, и городов Волго-Окского междуречья.
![](/history/kimry_muz/09.jpg)
Дьяковские
"грузики"
Ещё в первой половине 18-го века
известный историк В.Н. Татищев высказал предположение, что Кимры
являются искажением слова Кирема. В своей "Истории Российской" он писал:
"Имя сие есть ли эстонское, мордовское, значит, медвежье — как
в Естляндии был град Киремпе, по-русски — "Медвежья глава".
Кирема — река, впадающая в Волгу, по-русски — Медведица. Может, Кимры
сами Киремы именовались". Позднее, уже советский исследователь
В.Н.Топоров обнаружил в названиях рек Верхневолжья (Шоша, Верея и др.)
балтские языковые корни, что говорит о том, что в этом регионе Поволжья
чересполосно жили балты и финны.
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/04.jpg)
Железная
крица и детали инструментов
ФИННО-УГРЫ ДЬЯКОВСКОГО
ВРЕМЕНИ
Ранний железный век в этих местах
представлен находками Дьяковской культуры. В то время на смену
незащищенным поселениям более раннего периода приходят укреплённые
поселения-городища, строящиеся в естественно-укреплённых местах — на
высоких мысах Волги и впадающих в нее рек. С противоположной стороны
городища укреплялись валами и рвами. Подобные укрепления сохранились до
сей поры в районе деревни Пекуново.
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/05.jpg)
Дьяковская
керамика
Основными видами деятельности
людей Дьяковской культуры были скотоводство и земледелие. Разводили
лошадей, свиней, различный крупный и мелкий рогатый скот. А сеяли
ячмень, пшеницу, просо, лён. Естественным дополнением этих занятий были
рыболовство, охота и собирательство.
Среди
материалов для изготовления инвентаря предпочтение отдавалось железу,
бронзе и кости. Железо шло на наконечники стрел, ножи, топоры. А из
бронзы делали различные украшения. Бронзовый и ранний железный века
"отметились" в Кимрском районе поселениями, названными именами тех мест,
возле которых они были обнаружены и обследованы: Пекуновское,
Иваньковское, Селище, Дьяков Лоб, Графская
Гора.
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/10.jpg)
Горшок и
зернотерка
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/11.jpg)
Детские
игрушки
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/12.jpg)
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/13.jpg)
Чуринга
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/14.jpg)
Балтские
украшения - предмет импорта
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/15.jpg)
МЕРЯ И
КРИВИЧИ
Совсем недавно, в восьмидесятых
годах прошлого века, в районе деревни Плешково, напротив устья реки
Хотча, были исследованы два крупных курганных кладбища. По форме это
были небольшие округлые насыпи.
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/16.jpg)
Мерянские
и кривичские городища (отмечены черными точками), селища (отмечены
белыми точками)
В этих
курганах-могильниках наряду с кривичскими предметами обихода найдены и
множественные финские, мерянские... Это доказывает, что кривичи и меря
на этих землях вполне мирно сосуществовали в непосредственном контакте.
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/41.jpg)
"Городок"
у деревни Старое Селище. Раскопки Н.В.
Трубниковой
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/42.jpg)
Начало
раскопок городища "Графская гора". Раскопки К.А. Смирнова.
1968.
В 10-11-м веках на берегу Волги существовало много
поселений этих народов. Об этом говорят раскопки Кимрского селища,
произведенные в шестидесятых годах и позднее, а также — селища Абрамово.
![](/history/kimry_muz/27.jpg)
Мерянские женские
украшения
![](/history/kimry_muz/28.jpg)
Говоря о меря, следует отметить слова историка
Бестужева-Рюмина, который указывал, что: "Ни летописи, ни
предания не знают ни общего истребления (о котором любят говорить
славянофилы) финских племён на тех местах, ни общего переселения их
оттуда." Их обрусение началось в средние века, шло медленно,
постепенно и далеко еще не закончилось даже к 15-16 векам.
![](/history/kimry_muz/29.jpg)
![](/history/kimry_muz/30.jpg)
Кольца
За это говорят две крупные этнические
мерянские группировки, находившиеся в непосредственной близости от Кимр в
районе Кашина и Калязина (Мерецкий и Чудской станы 15-17 веков.)
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/31.jpg)
Шумящая
мерянская подвеска
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/32.jpg)
"Мерскими",
а так же "Чудскими" ряд станов Московского государства был назван
именно по имени
жителей, а не по названиям селений. Их конфигурации чётко увязываются с
повышенной концентрацией ф.-у. названий
деревень в них находящихся. В Верхем Поволжье в 15 веке это была
этно-культурная реальность. В 17 веке оставалась ещё
память и диалекты, сдобренные мерянскими словами. В 19-м - "тайные
языки" и проф.жаргоны.
Бестужев-Рюмин
продолжает: "Медлительность эта говорит в пользу
мирных контактов наших предков". Пример, достойный подражания: древние
люди были гораздо более мудрыми, чем их "цивилизованные" потомки...
Совместное проживание на этих землях финнов меря и
балто-славян кривичей подтверждает не только археология, но и топонимика.
Это часто встречающиеся среди современных населённых пунктов названия с
балтскими корнями, например, Крева, Пекуново, и названия финно-угорского
корня, например, Мерлино, Талдом,
Нушполы.
![](/history/kimry_muz/38.jpg)
Макет меряно-кривичского
курганного могильника
Подытожить этот материал хочется словами
нашего мерянского краеведа из Кохмы Шом-толгая: "Этническая история всегда сложна и узловата. Не
вернуть того, что было
1000 лет назад. Не вернуть и того, что оставалось 400 лет назад. Теперь и
в бывших мерьских станах мало кто вспомнит, что он - потомок меря.
![](http://merjamaa.ru/history/kimry_muz/39.jpg)
Кольца
Так бы всё может и кануло... Но парадокс в том, что маргинализация
мегаполисов всё равно опережает забывчивость глубинки. И что-то
остаётся, что утрачено в столицах, но что сохранили стоящие у корней. И,
как выясняется, потомки меря (и вместе с ними кривов) оказались сравнительно памятливее многих
других."![](/history/kimry_muz/40.jpg)
Браслеты
Мы,
современные меря и кривичи, не отделяем себя от русского народа. Мы даём
возможность остальным вспомнить часть своей родной истории (ведь 50-70%
жителей
Верхневолжья ниже по течению от Кимр - потомки меря, а выше по течению
Волги - потомки кривичей. Тем самым мы идём в
авангарде этно-культурного Ренессанса нашего народа.
Держитесь своих
Корней, друзья!