![](/history/muroma/muroma4.jpg)
Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья.
Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими собственными отступлениями.
![](/history/muroma/08_staf.jpg)
«Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерьяаа, на востоке и юге - с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении». «В исторической литературе историю финно-угорской Муромы принято начинать со второй половины I тысячелетия от Рождества Христова и заканчивать 12-13-м веком. Безусловно, это неправильная позиция.
Уникально то, что название города - Муром - сохранило исконное название финно-угорских хозяев этой страны до наших дней. Пожалуй, это главная победа муромы и во времена московской «борьбы с язычеством», и в эпоху «просвещённого малороссийского славянизма», пришедшего в Московию из Украины-Руси. Мурома в раннем средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Это финно-угорский Люксембург. Здесь были торговые ставки мери, муромы, эрзян, мари и булгар.
![](/history/muroma/29.jpg)
Современная наука не может твердо сказать, как именно называли себя люди этого народа на своем языке. Распространено мнение, что муромский язык был близок эрзянскому. Муромская топо - и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населенных пунктов, рек и озер. О муроме имеются краткие сведения в первых христианских летописях руси.
![](/history/muroma/26.jpg)
Муромский район, Чаадаевское городище.
Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища, Чаадаевское и другие городища. На сегодняшний день основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные местной этнографии, топонимики и археологии. Археология дает нам хорошие представление о материальной культуре муромы. Это материалы раскопок 15 древних кладбищ, периодически производившиеся с конца прошлого века по нынешний, и результаты, полученные при исследовании трех муромских городищ.
![](/history/muroma/27.jpg)
Муромский район, Чаадаевское городище.
Мурома были прекрасными земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, вели активную торговлю со всеми близлежащими и дальними соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные орудия труда, предметы быта и роскоши, вещи иноземного, немуромского происхождения и монеты, найденные в захоронениях и жилищах. Предметы вооружения - наконечники копий и стрел, боевые топоры - по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это свидетельствует о том, что версия советских историков о быстрой и мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. На самом деле речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, Черниговом и позднее с Владимиром-Мерьским, о вхождение Мурома и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным»…
![](/history/muroma/01_staf.jpg)
Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.
Вновь оговоримся, что «второй вариант» в самом деле скорее всего и происходил, это доказывают знаменитые былины про Илью Муромца. Илья Муромец – знатный воин из муромы, был, по всей вероятности, нанятым дружинником киевского князя. В Киеве он и прославился своей силой. Вражда Ильи Муромца с черниговским князем и Олегом Поповичем доказывает языческую суть этого героя, как и его обособленность от Руси.
![](/history/muroma/31.jpg)
Московский судмедэксперт, представитель российской школы антропологической реконструкции Сергей Алексеевич Никитин воссоздал облик Ильи Муромца по мощам, хранящимся в Киеве.
«…Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров, которые, вероятно были почитаемыми животными в муромском языческом обществе. Уровень экономики муромы находился на высоком уровне, что было связано с выгодным природно-географическим расположением Мурома. В VII-X веках мурома являлись, ни больше, ни меньше, законодателями моды для всего мира поволжских финнов.
![](/history/muroma/07_staf.jpg)
Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.
Немногочисленные представители балто-славян приходившие на эту землю были ассимилированы коренными жителями края. После XII веку мурома перестала на равне с мерей, мещерой, весью и другими многочисленными финно-угорскими народами современной центральной России упоминаться в летописях как отдельный народ - к этому времени власть Киева и Чернигова предпочла иметь дело с «географической областью», а не народом, постепенно осваивавшим славянский язык в качестве лингва-франка (языка международного общения)».
![](/history/muroma/04_staf.jpg)
Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.
![](/history/muroma/06_staf.jpg)
Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.
Некоторые историки считают что русская, речь была усвоена муромой достаточно поздно, и в большей мере от священников, чем от немногочисленных славянских колонистов, которые, жили в Муроме.
В своей работе В.В. Бейлекчи дает весьма важное замечание: «Даже отъявленные скептики-славянисты признавали, что древняя мурома «составила основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси (И особенно для Московии.) важнейшее стратегическое и экономическое значение». А значит, финно-угорская мурома и ныне обитает на своих исконных землях».
![](/history/muroma/05_staf.jpg)
Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.
«Вопрос реконструкции муромского самосознания, - пишет Бейлекчи, - дело недалёкого времени».
![](/history/muroma/08_staf.jpg)
Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.
![](/history/muroma/muroma2.jpg)
Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt
![](/history/muroma/muroma3.jpg)
Реконструкция наряда женщины народа мурома. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt
А ведь помимо муромы в русский народ почти полностью или просто полностью влились вепсы(весь), меря, эрзя, мокша, мещера, мари, чудь-заволочская, водь, ингры, значительная часть карелы, пермь, коми, волжские булгары, чуваши, половцы-казаки... Иными словами, русские европейской части России, являются прямыми потомками финно-угорских и тюркских народов.
![](/history/muroma/belek.jpg)
СКАЧАТЬ - Монография Бейлекчи Владимира Викторовича
Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы).
Уникальная монография посвящена древностям раннесредневекового финно-угорского этноса - летописного племени мурома, проживавшего в VI-XI вв. в землях Нижней Оки. На основе анализа археологических источников рассмотрены в хронологическом развитии характерные черты погребального обряда, историко-географические характеристики расселения и особенности домостроительства муромы. Представлены основной погребальный инвентарь и находки поселений.
Издание предназначено для специалистов в области финно-угроведения, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов, музейных работников и краеведов, а также всех читателей, изучающих историю Волго-Окского региона.
52 иллюстрации, в том числе карты и планы. Текстовое приложение на 60 страницах. Список источников и литературы.
________________________________________________
На бумажном носители см. Бейлекчи В.В. Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы): учебное пособие. – Москва: Изд-во МПСИ, 2005. – 278с.
ISBN 5-89502-886
СОВРЕМЕННЫЕ ЖИТЕЛИ МУРОМА
![](/history/muroma/05.jpg)
![](/history/muroma/01.jpg)
![](/history/muroma/02.jpg)
![](/history/muroma/03.jpg)
![](/history/muroma/04.jpg)
![](/history/muroma/06.jpg)
![](/history/muroma/07.jpg)
![](/history/muroma/08.jpg)
![](/history/muroma/09.jpg)
![](/history/muroma/10.jpg)
![](/history/muroma/11.jpg)
![](/history/muroma/12.jpg)
![](/history/muroma/13.jpg)
![](/history/muroma/14.jpg)
![](/history/muroma/15.jpg)
![](/history/muroma/16.jpg)
![](/history/muroma/17.jpg)
![](/history/muroma/18.jpg)
![](/history/muroma/19.jpg)
![](/history/muroma/20.jpg)
![](/history/muroma/21.jpg)
![](/history/muroma/22.jpg)
![](/history/muroma/23.jpg)
![](/history/muroma/24.jpg)
![](/history/muroma/25.jpg)
|