Посмотрел на ТНТ сериал «Территория» основанный на финно-угорской мифологии Пермской тайги – Пармы, он показался мне очень приличным. В 2012 году ездил в Пермь на фестиваль «КАМВА», видел перформансы лосе-головых шаманов, слушал марийские песни и этно-транс пермских электронщиков, пил удмуртскую кумышку и медитировал на «Гляденовском костище», священном городище пермских финнов, где в XVI веке святой Трифон Вятский срубил священную ель и из под ее корней брызнул святой источник. Пермские пейзажи и люди мне столь понравились, что все эти годы я мечтал туда снова попасть.
Мечтал, мечтал, пока не посмотрел «Территорию». Российские киношники очень долго избегали отечественного фольклора, всегда
...
Читать дальше »
|
Эта заметка - продолжение темы «Трёхлетней войны» 1467 - 1469 гг. Как уже было сказано, в ходе этой кампании восточные костромские меря были потеснены. Вновь, ещё более, в 1530-х - 1540-х годах. И окончательно взяты под контроль - только после падения Казани в 1552 году и учреждения в 1565 году на финно-угорских землях Северо-Востока Московского царства Опричнины, закрепившей полное покорение исторических мерянских земель.
Для того чтобы правильно понять действительную сущность Опричнины, необходимо отметить традиционное представление о ней. Прежде всего, это касается представления о том, что опричнина разделила («рассекла») Моско
...
Читать дальше »
|
Заметка посвящена нестыковкам официальной версии истории Трёхлетней войны Москвы с Казанью в 1467 - 1469 гг. и их разгадке, по признании значимости мерянского этно-фактора в политике ХV века.
Основная загадка это военной кампании заключается в том, каким образом татары так легко и не единожды за эту войну доходили до Галича Мерьского и почти до Костромы. И это при том, что основные удары В.К.Московского шли прямо вдоль Волги на Казань. А фланги, как нас когда-то учили, были прикрыты якобы лояльным Москве населением: с одной стороны - вроде как крещёными марийцами по Ветлуге, а с другой - якобы вассальными Москве эрзянами.
При ближайшем рассмотрении, все эти эпизоды
...
Читать дальше »
|
Про свое путешествие в Республику Марий Эл в рамках Всероссийского этнофутуристического пленэра рассказывает мерянский этнофутурист Валентин Константинов.
«Поездка в Марий Эл оставила самые теплые и яркие впечатления. Начнем по порядку. Со многим в этом путешествии я столкнулся впервые: полет на самолете, поездка в сознательном возрасте в далекие от дома края, выступление на симпозиуме в коллективе этнофутуристов.
Прилетев в Казань, я был окружен бородатыми таксистами, которые уговаривали прокатится на их таксо и заламывали какие-то космические даже для Москвы цены. Благо, меня вырвал из их лап мой друг, казанский краевед Марк Шишкин. Пока мы ехали от аэтопорта до города, он виртуозно провел
...
Читать дальше »
|
Последнее десятилетие породило всплеск интереса к истории Русского Севера, в том числе к сакральной географии и краеведению. Предметами изучения становятся археологические, культовые и природные объекты, которые зачастую почитаемы местными сообществами и считаются святыми или же, наоборот, «нечистыми».
Несмотря на то, что их почитание играло в традиционной культуре Севера важную роль, идентифицировать период возникновения тех или иных местных сакральных объектов непросто. Порой для этого требуется анализ на стыке разных научных областей.
Несколько подобных локаций есть в Кубенозерье Вологодской области.
В названиях немалого числа географических объектов Вологодчины сохранилась память о прошедших временах, народах и их верованиях. Особенно любопытны отголоски тысячелетней и более
...
Читать дальше »
|
Архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН в ходе раскопок в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском обнаружил редкое граффити XII века, состоящее из изображения человека с фантастическим животным и фрагментом сопровождающего текста.
Фигура бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом (очевидно залесский аналог новгородского Коркодела), расположена в правой части граффити. Слева от рисунка и под ним находится текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал». Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом древнеру
...
Читать дальше »
|
Помните, Владимир Путин, в ходе Прямой линии 2019 года сам выбрал и прочитал с экрана компьютера один из присланных вопросов: «Куда делся народ чудь?» «Ассимилировался в основном. Но я уверен, что он еще не исчез окончательно…» — отметил лидер страны.
И действительно, потомки чуди живут и здравствуют! Во время последней переписи 2010 года несколько десятков жителей труднодоступного, глухого Верхнетоемского района Архангельской области в графе «национальность» указали: «чудь». Всего же в Пинежском районе проживает около 200 чудей.
Это я к чему? В FB у замечательной Светланы Адоньевой увидел фильм «Сказки северных рек» (1968) Фильм про жизнь и к
...
Читать дальше »
|
До создания Древнерусского государства существовала не единая денежно-весовая система, а региональные, племенные монетные рынки – Волховско-Ильменский (словене и чудь), Верхневолжский (меря), Западно-Двинский (кривичи), постоянно эволюционировавшие и отличавшиеся даже составом монетного материала. По мнению И. Петрова, куфическая эпоха может быть обособлена на ряд этапов, отличавшихся как продолжительностью, так и интенсивностью.
Значение этого деления заключается в том, что 2, 4, 7, 9 этапы (750-760-е, 790-е, 850-е, 880-890-егг.) – время кризисов поступления восточного серебра на территорию Восточной Европы, приводивших к изменению характера монетногоо бращения и форм расчетов.
Итак:
...
Читать дальше »
|
В Костромской области, как известно, земли не очень плодородные, да и климат оставляет желать лучшего… Что поделаешь – зона рискованного земледелия. Чтобы заработать денег, мужчины в крестьянских семьях после уборки урожая вынуждены были уходить на заработки – «в отход» - катать валенки «для всея Руси».
В деревнях современных Нейского, Макарьевского и Мантуровского районов это был один из основных источников дохода.
Жизнь на чужбине заставляла жгонов (или пимокатов) иметь свой тайный язык. Вообще слово «жгон», как считают специалисты, происходит от удмуртских слов «ыж» - овца и «гон»- шерсть. Пимокаты разговарили на "жгонке&q
...
Читать дальше »
|
Суздальская археологическая экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея завершает первый сезон раскопок средневекового могильника у села Гнездилово под Суздалем. Имя этого села хорошо известно археологам: курганы «на полях села Гнездилова» были в числе первых могильников, исследованных А.С. Уваровым в 1851 г. в рамках знаменитого проекта изучения суздальских древностей. Раскопки селища Гнездилово 2, проводившиеся в 1980–1987 гг. В.А. Лапшиным в составе экспедиции Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, положили начало изучению средневековых сельских поселений в Суздальском Ополье. Попытки нового обследования некрополя предпринимались не раз, но оказывались безрезультатными: место его не
...
Читать дальше »
|
« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 76 77 » |