![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_04.jpg)
В статье ярославского историка Светланы Чернецовой рассматриваются некоторые аспекты традиции почитания деревьев в контексте духовно-исторического развития сельской округи Верхнего Поволжья. Исследование охватывает период с XIV по XX в. н. э.
В его основу легли некоторые малоизвестные документы второй половины XIX - начала ХХ в. и не публиковавшиеся ранее этнографические данные, собранные автором в ходе полевых исследований в окрестностях с. Воскресенское Любимского р-на Ярославской области.
![](http://www.saint.gr/photos/standard/0425/OsiosSylvestros01.jpg)
Святой Сильвестр Обнорский
Растительные культы и их трансформация в традиционной культуре населения Ярославского края изучены гораздо меньше, чем аналогичные явления у мордвы, удмуртов, мари и некоторых других финно-угорских народов. Заповедные рощи, функционирующие как сакральные локусы, в настоящее время известны и в соседней Вологодской области. Но долгое время считалось, что к ХХ в. на территории Ярославского Поволжья ни одна из «священных» рощ не сохранилась.
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_01.jpg)
Воскресенский храм
В статье подробно описывается уникальный, сохранившийся до наших дней сакральный деревенский комплекс, напрямую связанный с жизнью местночтимого святого - Сильвестра Обнорского. В комплекс предметов его духовной практики вошло несколько природных объектов, которые позднее стали предметом почитания местных жителей.
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_02.jpg)
Культ дерева являлся неотъемлемой частью многогранной традиционной культуры населения Верхнего Поволжья. До начала XX в. некоторые его элементы еще повсеместно сохранялись в культурных традициях края. Одной из форм про¬явления культа является почитание одиноко стоящих деревьев. Ключевым признаком, по которому дерево теоретически могло приобрести статус сакрального, являлось наличие особого кольцеобразного отверстия, образовавшегося в результате срастания ветвей или проявившегося в форме обнаженных корней дерева. Но даже при отсутствии внешних отличительных признаков, объектами сакрализации могли становиться деревья, связанные с каким-то знаковым событиям: межевые индикаторы, деревья пережившее удар молнии, «горелые» деревья, «покойниковы» деревья и пр.
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_05.jpg)
Ступени к источнику на берегу Обноры
Другой важной составляющей частью культа являлось почитание святых рощ. В Ярославской губернии в этом плане особо выделялись северные уезды - Пошехонский, Даниловский и Любимский [11]. Особая географическая отдаленность этих регионов способствовала длительному сохранению остатков языческих верований и самобытных форм народного православия.
Реконструировать культ дерева на основании имеющихся на сегодняшний день материалов практически не представляется возможным. Отчасти потому, что интересующие нас сведения, отраженные в дореволюционной литературе, чрезвычайно краткие и лишь упоминают отдельные объекты. Так, известно, что во II половине XIX в. в ряде населенных пунктов Ярославской губернии еще росло несколько «святых» деревьев и рощ, по отношению к которым фиксировались некоторые элементы обрядов, но большинство этих мест не сохранилось до наших дней [10].
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_06.jpg)
Святой источник
В связи с этим тщательная фиксация и изучение немногих оставшихся объектов представляется нам очень важным для понимания феномена культа дерева в контексте духовноисторического развития сельской округи Верхнего Поволжья.
Сакральный локус, упоминаемый в агиографической литературе под названием «заповедной рощи», находился между с. Воскресенское-на- Обноре и д. Фрольцево в Любимском уезде Ярославской губернии.
Начало рощи
В настоящее время под ним понимается большой лесной массив, начинающийся от С-В стены храма в честь Воскресения Христова в с. Воскресенское и тянущийся вдоль правого берега р. Обноры до середины современного пос. Фрольцево. Общая протяженность массива около 600-700 метров при ширине в 200-250 метров. Роща преимущественно состоит из хвойного (ель, сосна) и березового леса. Возраст деревьев не превышает 100-150 лет.
Полевые исследования позволяют сделать однозначный вывод о том, что в данном месте находится сакральный комплекс, состоящий из ряда церковных, археологических и природных объектов, связанных между собой в ритуальном и фольклорном отношении [7].
Тропа в рощу
В недалеком прошлом эти объекты систематически использовались в религиозной практике местного населения и фрагментарно продолжают использоваться в настоящее время. В том виде, в каком сакральный комплекс сохранился до наших дней, он состоит из самой «заповедной рощи», храма во имя Воскресения Христова, часовни на роднике, святого родника и поклонного креста. В середине XIX в. в этот комплекс входило гораздо большее число почитаемых объектов: три деревянные церкви Воскресенского притча (Покровская, Воскресенская, Сретинская), заповедная роща, кладбище, три колодца в роще, вырытых Сильвестром самостоятельно, святой родник на краю рощи, часовня в поле (в конце «тропы Сильвестра») и часовня на роднике.
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_10.jpg)
Старая ель
С большой долей уверенности можно предположить, что в комплекс были включены также два старых, изрядно оплывших кургана - «Большой» и «Малый», которые расположены на окраине д. Фрольцево [6]. Кроме этого, с комплексом самым тесным образом была связана «тропа Сильвестра», маркировавшая окончание дороги из рощи в поле к месту, на котором Сильвестр беседовал с посетителями [1, с. 41]. В отношении нее здесь бытовало старинное предание, переходящее из рода в род, что это та самая тропа, по которой подвижник выходил к народу. На рубеже XIX и XX вв. тропа практически перестала существовать, поскольку была застроена домами разросшегося села. По всей видимости, этот факт имеет прямое отношение к разбору в 1820 г. старой часовни и возведению новой в другом месте. Таким образом, можно сформулировать предположение, что древняя «тропа Сильверстра», как особо выделяемый объект, продолжала существовать с 80-х гг. XIV в. (дата смерти подвижника - 1379 г.) до середины XIX в., поскольку к началу ХХ в. она уже была застроена домами. Нельзя исключать, что какое-то отношение к сакральной организации пространства имела и «Улитина тропка» [1, с. 10].
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_11.jpg)
Берег Обноры
Заповедная роща Сильвестра Обнорского находится практически на самой границе Ярославской и Вологодской областей, в которой известны так называемые кусты - священные рощи, растущие в бассейне рек Кокшенги и Сухоны [5].
При сравнении с описанием вологодских рощ- «кустов» - выявляется множество аналогий с рощей в с. Воскресенское: они также расположены на возвышении, хорошо видны издалека, в них также действовал запрет на рубку деревьев и другие сходства.
Сакрализация леса в р-не с. Воскресенское напрямую связывается с деятельностью преподобного Сильвестра Обнорского. Считается, что в том месте, где теперь находится с. Воскресенское, им была устроена первая келья-землянка, вокруг которой спустя некоторое время появились кельи его последователей. Позднее, но еще при жизни Сильвестра, здесь был основан монастырь. Агиография подвижника рассказывает, что преподобный тяготился нарушенным уединением и в конце жизни удалился жить в дремучий лес (рощу), в которой запретил рубить деревья, шуметь и нарушать его уединение. В описании иконы Сильвестра, которая в 19 в. находилась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Старое Симоново, г. Москва), отмечалось, что на иконе была отображена та самая местность, «...по которой ходил он в свою заповедную рощу», и упоминается факт, что колодцы в роще копал сам Сильвестр в ночное время [9].
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_12.jpg)
Роща Сильвестра
В данном случае мы, очевидно, имеем дело с неким пересказом утраченного источника - рукописной «Общей минеи», хранившейся в Воскресенском храме и погибшей при пожаре в доме Чагина в конце XVIII в. [1, с. 5]. Местные жители относились к роще благоговейно, из поколения в поколение передавая наказ святого старца не рубить в ней деревья. В 1645 г. строитель Воскресенской обители иеромонах Иов пренебрег заповедью чудотворца и распорядился рубить рощу, за что был наказан слепотой [1, с. 13]. По всей видимости, этот случай имел большое поучительное значение, поскольку до 1856 г. роща стояла практически в нетронутом первозданном виде и была «. так плотна, что с трудом можно было проходить сквозь нее» [1, с. 41].
После смерти Сильвестра, в том месте, куда подвижник выходил из рощи для духовных бесед с прихожанами, была устроена первая деревянная часовня, венчающая окончание «тропы Сильвестра». В Воскресенском действительно долгое время сохранялась широкая тропа, идущая из рощи в поле к часовне. Ежегодно в день памяти святого подвижника к этой часовне совершались крестные ходы. Известно, что в 1864 г. часовня была серьезно обновлена и перенесена в другое место [1, с. 42]. Сейчас на ее месте установлен поклонный крест. Еще одна часовня была установлена в 1861 г. на краю рощи, прямо на тропинке в овраге, ведущей к святому роднику. Помимо этого самого популярного и посещаемого святого источника, в глубине «заповедной рощи» находилось еще три колодца, вырытых преподобным собственноручно. Они к середине 19 в. пришли в полное запустение, хотя все еще изредка посещались богомольцами [4].
Ключик в центре рощи
К 1825 г. в Воскресенском и его окрестностях, кроме колодцев Сильвестра, не осталось ни одного древнего подлинного культового сооружения, связанного с памятью преподобного. По всей видимости, события первой половины XIX в. в немалой степени способствовали снижению сакрального статуса места. Прежде всего, этому способствовало то, что при возведении каменного Воскресенского собора (в 1825 г.) и сносе деревянной Покровской церкви (в 1822 г.) наружный ход к раке подвижника был утрачен навсегда. На некий «священный коллапс» середины XIX в. прямо указывает и более чем скромный доход всего Воскресенского притча, составлявшего в период с 1822 по 1857 г. не более 200 рублей в год от всех трех церквей [1, с. 33]. Но в 1856 г. в с. Воскресенском происходит событие, по всей видимости, давшее мощный толчок в восстановлении и дальнейшем развитии всего сакрального комплекса. Дело в том, что сильный ураган 1856 г. лишил рощу «больше половины матерых деревьев» [1, с. 41]. Казенные крестьяне начинают использовать поваленные деревья в бытовых целях. Нельзя исключать, что именно это обстоятельство - постепенное снижение особого благоговейного отношения к роще - стало подоплекой явления чуда 1860 г. [8, с. 4-510], после которого у притча резко увеличивается до¬ход с 200 до 1500 тыс. рублей в год [1, с. 33].
Большие усилия по канонизации Сильвестра Обнорского в конце XIX в. предпринимает видный церковный историк, профессор и ректор Московской Духовной Академии С. К. Смирнов [8]. Им была составлена служба святому, описано его житие, издана книга. Но, как следует из переписки архиепископа Ярославского и Ростовского Ионофана с С. К. Смирновым, отправлять службу Сильвестру Обнорскому в с. Воскресенском не разрешил Священный Синод, поскольку он не причислен к лику святых [3]. Это решение поставило в большое затруднение и самого Ионафана и обнорских священников, которые «. до настоящего времени совершали службы преподобному» [3, с. 548]. Основанием для отказа послужило отсутствие возможности открыть и освидетельствовать мощи Сильвестра.
![](http://merjamaa.ru/foto2/obnorski_14.jpg)
В советский период ХХ в. из-за организации здесь деятельности местного леспромхоза роща лишилась практически всех старых деревьев. В 50-60-е гг. ХХ в. эта часть берега р. Обноры уже использовался как склад лесозаготовок под открытым небом. В течение осени-зимы со всей округи сюда свозились подготовленные к сплаву бревна, которые весной сразу после ледохода сталкивались в реку. Местные жители, родившиеся в конце 40-х гг. говорят: «...мы дак уже застали только молодняк и здоровые пни от сосен. Но пни были в три обхвата толщиной» (информатор П. К. Мальцев, 1948 г. р., уроженец с. Воскресенское). Одна из информаторов помнит, что в детстве бабушка водила ее к большому пню, на котором была укреплена небольшая икона (информатор А. В. Меньшикова, 1949 г. р., уроженка с. Воскресенское). Она же помнит полуистлевшие тряпочки и ленточки на ветвях некоторых деревьев. Жителей окрестных сел и деревень утверждают, что «...эта местность неподвластна всяким гадам. У нас нет здесь ни змей, ни ужов. Вот Любим - далеко ли?! Так там полно, а здесь вообще нет. Это Это Сильвестр им (змеям. - С. Ч.) завет дал...» (информатор - А. И. Антоненко, 1932 г. р.; уроженка пос. Фрольцево).
У жителей пос. Фрольцево, с. Воскресенского, д. Анашкино, Губино до сих пор сохраняется общая традиция широких гуляний в роще в первой декаде мая. До революции гуляния напрямую связывались с днем памяти Сильвестра и проводились 8 мая, то есть 25 апреля по ст. стилю [1, с. 25]. После Великой Отечественной войны традиция проведения массового празднества в роще сместилась на один день. Гуляния проводились уже 9 мая и формально объяснялись празднованием Дня Победы. В советское довоенное время в роще точно таким же образом отмечался праздник 1 Мая. В наши дни праздник по- прежнему отмечается 8 мая. В этот день все жители окрестных сел шли в рощу и прямо на траве устраивали большой общий стол с непременной выпивкой, щедрым угощением, песнями и плясками. В большинстве случаев на импровизированных столах обязательно присутствовали блины и вареные яйца. Использование этих продуктов в совместной трапезе в роще является очень архаичным элементом обряда «кормления» дерева, то есть фактически - совместной ритуальной трапезы, в которой задействована типичная поминальная пища [2]. Среднее число участников таких застолий составляло 50-70 человек, но бывало и гораздо больше.
Известно, что вологодские священные рощи- «кусты» активно функционировали как почитаемые объекты до середины 30-х гг. ХХ в., то есть до тех пор, пока не были разрушены часовни, находящиеся в них. В то же время еще лет 40-50 назад почитаемые рощи можно было встретить практически в каждом районе Удмуртии, но сегодня они остались далеко не везде. Антропогенное воздействие человека на природу (строительство, проведение дорог и пр.) только ускорило процесс их исчезновения. Сохраняются только те рощи, которые находятся в труднодоступных местах. В связи с этим сам факт единичного случая сохранения заповедной рощи в границах современной Ярославской области - явление абсолютно уникальное и малоизученное.
Библиографический список
1. Братановский, А. Приходский храм Воскресения Христова что на р. Обноре Ярославкой губернии [Текст] / Типографии губернской земской управы / А. Братановский. - Ярославль, 1902.
2. Зеленин, Д. Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов [Текст] / Д. Зеленин // Известия АН СССР - Серия 7. Отделения общественных наук. - 1933. - № 8.
3. Каптерев, П. Н. Дело о несостоявшейся канони¬зации Сильвестра Обнорского [Текст] / П. Н. Каптерев // Богословский вестник. - 1915. - Т. 3. - № 10 11-12. - С. 545-562.
4. Крылов, А. Церковь села Воскресенского на Обноре [Текст] / А. Крылов // ЯЕВ. - 1861. - № 22. - С. 211-215.
5. Никитинский, И. Ф. Грунтовые могильники в священных рощах-«кустах» на Кокшеньге и Сухоне [Текст] / И. Ф. Никитинский // КСИА. - Т. 195. - М., 1989. - С. 74-80.
6. Орлов, В. Два кургана близ заповедной рощи Сильвестра Обнорского [Текст] / В. Орлов // ЯЕВ. - 1879. - Кн. 20. - С. 191-192.
7. Панченко, А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России [Текст]. - СПб., 1998. - С. 12.
8. Смирнов, С. К. Преподобный Сильвестр Обнорский [Текст] / С. К. Смирнов. - М., 1884.
9. Сягаев, Д. И. Описание иконы преподобного Сильвестра Обнорского чудотворца, находящейся в старой Симоновской церкви [Текст] / Д. И. Сягаев. - М., 1872. - С. 5.
10. Чернецова, С. Б. К вопросу об организации сакрального пространства в центральных и южных районах ярославского Поволжья (почитаемые источники, камни, деревья) [Текст] / С. Б. Чернецова // Великий Волжский путь: человек, пространство, время, документ. - Ярославль, 2011. - С. 275-291.
11. Якушкин, Е. Молитвы и заговоры в Пошехонском уезде Ярославской губернии [Текст] / Е. Якушкин // Труды Ярославского губернского статистического комитета. - Ярославль, 1868. - Вып. 5. - С. 159¬182.
Автор: С. Б. Чернецова. Ярославль.
Источник: Ярославский педагогический вестник
Фото: Андрей Малышев (Мерянин)
|