![](https://pp.userapi.com/c851532/v851532262/5a2ca/cM0uuLhvKu8.jpg)
При раскопках в храмах Ростова Великого ученые Института археологии РАН исследовали пустой саркофаг XIII века, находящийся в Успенском соборе Ростова. До сегодняшнего дня нет никаких данных о том, кому предназначался этот саркофаг, и был ли в нем кто-то когда-либо похоронен.
Новые данные, полученные в ходе исследований 2018 года, позволяют надеяться найти ответы на эти вопросы. Об этом сообщается в поступившем в редакцию Indicator.Ru пресс-релизе.
Современный Успенский собор, стоящий на Соборной площади Ростова Великого, был построен в 1510—1512 годах. Ему предшествовали два белокаменных собора XII и XIII века и деревянная церковь, которая была поставлена, по данным поздних летописей, еще в мерянское время в 992 году (хотя по археологическим данным ее строительство, скорее всего, относится к середине XI столетия). Стены кирпичного собора XVI века были поставлены непосредственно за основаниями стен собора XIII века.
![](https://pp.userapi.com/c851532/v851532262/5a2e4/vdjq0hgO0_g.jpg)
Ростовский Успенский собор. Основание кирпичного портала царских врат XVII века.
Самым интересным объектом исследования экспедиции стал саркофаг XIII века, который находится у стены северной апсиды Успенского собора на глубине около двух метров. Впервые гробницу нашли в 1994 году археологи из экспедиции Государственного Эрмитажа. Чуть позже реставраторы установили вокруг саркофага кирпичные стены и закрыли его деревянным полом.
Этот саркофаг озадачивает исследователей. Дело в том, что он пустой, и мы не знаем, для кого он был приготовлен. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время неизвестно, и нет никаких следов, указывающих на то, что в саркофаге когда-либо было совершено захоронение.
Андрей Леонтьев - участник экспедиции из ИА РАН
«Пустой гроб в церкви — это в любом случае загадка, которая может вести к разного рода конспирологическим размышлениям. Экспедиция 2018 года измерила и осмотрела саркофаг и выяснила, что массивная крышка гробницы по длине превышала размер каменного ящика и, возможно, заменила первоначальную. При предыдущих исследованиях этот факт остался незамеченным».
![](https://pp.userapi.com/c851532/v851532262/5a308/l81_bjlzNE8.jpg)
Саркофаг XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора.
Но, как отмечают ученые, нет никаких сомнений в том, что эта плита представляет собой крышку именно этого саркофага. Свидетельством этому служит одинаковый и совершенно уникальный орнамент на плите и на боках саркофага: концентрические круги, вписанные в прямоугольники, рамки которых образованы линиями и рядом треугольников. «И орнамент, и саркофаг относятся к владимиро-суздальской традиции. Но, как правило, такие узоры наносили на надгробия, — отмечает доктор исторических наук Леонид Беляев. — Здесь мы наблюдаем уникальный случай — сочетание владимиро-суздальского саркофага и владимиро-суздальской резьбы на саркофаге». Как отметил ученый, изображение тройных концентрических кругов восходят к древней традиции, связанной с романскими и европейскими погребениями святых, которая, в свою очередь, берет начало от дохристианской традиции украшения саркофага тремя венками.
Позже в саркофагах святых стали прорезать на боках гробницы три круглых окошечка, через которые можно было прикоснуться к мощам.
Несовпадение размеров крышки и саркофага может говорить о том, что плита была изготовлена позже. Но на сегодняшний день ученые не располагают данными, свидетельствующими о времени изготовления плиты.
По словам Леонида Беляева, обе версии возможны и требуют более детального исследования, так как крышки саркофагов иногда бывают большего размера. «Это плита своего времени, но она может быть и более позднего, например, конца XIII—XIV ввека. Конечно, подозрительно, что крышка больше, она действительно может оказаться не “своей”. Но доказать это будет сложно, поскольку и крышка, и саркофаг очень похожи, — говорит ученый. — Благодаря тому, что саркофаг был изучен более детально, удалось установить, что крышка другого размера, но это не означает, что она не от него. Во всем этом нужно разбираться дальше».
![](https://pp.userapi.com/c851532/v851532262/5a2d2/rxuClXS4JEg.jpg)
Саркофаг XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора.
Еще одна странная особенность саркофага — это небольшая глубина его внутренней части: всего 28 сантиметров.
В ящик такой глубины положить покойника было бы затруднительно. Конечно, со временем внутренняя глубина саркофагов становилась все меньше, но не до такой же степени.
Андрей Леонтьев - участник экспедиции из ИА РАН
На сегодняшний день существует две версии, объясняющие существование пустого саркофага. Есть предположение, что гробница принадлежала святому Игнатию — ростовскому епископу, умершему в 1288 году. Поскольку впоследствии он был канонизирован, то, возможно, его мощи могли быть перенесены: известно, что в последние столетия вплоть до закрытия собора в 1936 года они находились у северной апсиды собора. Но, как полагает Андрей Леонтьев, это версия ничем не подтверждается.
![](https://pp.userapi.com/c851532/v851532262/5a2db/U0W3udMjv20.jpg)
Вид центральной части Ростова. Стрелками отмечены Ростовский Успенский собор и церковь Бориса и Глеба.
Вторая версия о принадлежности саркофага тоже связана со святым Игнатием. В 1279 году умер один из ростовских князей Глеб Василькович. Он был отпет и похоронен в соборе. Но, как отмечается в поздних летописях, спустя девять недель неожиданно его тело вынули из гроба и перезахоронили «в земле» в Спасском княгинином монастыре. Причины, побудившие Игнатия к этому поступку, неизвестны, но карой епископу послужило отлучение от службы (с последующим прощением). Поэтому не исключается возможность, что пустой саркофаг мог принадлежать Глебу Васильковичу.
![](https://pp.userapi.com/c851532/v851532262/5a2ff/qHOqrh3P1fE.jpg)
Церковь Бориса и Глеба. Горизонт строительства 1761 года.
Как отметил Андрей Леонтьев, на сегодняшний день нет никаких доказательств, что в саркофаге вообще кто-либо был захоронен. Исследования, доказывающие наличие следов органики, еще не проведены, но внешне внутренность саркофага представляет собой чистые стенки с небольшими темными пятнами, и лишь на верхней части есть копоть — вероятно, это следы пожара 1410 года. Для кого был приготовлен саркофаг, был ли в нем кто-либо захоронен и если да, то куда были перенесены останки, — все эти вопросы пока не прояснены и требуют дальнейших исследований.
Источники: https://news.mail.ru https://indicator.ru
Заглавная фотография: Заглавная фотография: Закат в Ростове. Alextelenkov 2016 (С)
Фотографии: Институт археологии РАН (С)
|