Среда, 21.02.2024, 10:51 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Ноябрь » 9 » Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш
21:59
Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш


Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву

В последние годы языческое движение в странах Европы стало приобретать массовый характер. В некоторых странах местные языческие организации даже удостаиваются государственного признания. Но чаще всего такое язычество — это в большей степени субкультура. Республика Марий Эл выгодно выделяется на этом фоне тем, что в ней действительно сохранены традиционные дохристианские верования.


Языческие погребения мари

Марийцы, называвшиеся до революции 1917 года черемисами, долгое время противостояли имперской христианизации. Например, в начале 20-го века на Урале, куда в 18 и 19 веках бежали от христианизации марийцы, на реке Сылва (сейчас  Пермская и Свердловская области) православным попам удалось крестить лишь небольшую часть жителей. 

Мари остались верны своим языческим богам и сохранили свою веру даже при советской власти. В 1957 году, при Хрущёве, во времена второй волны антирелигиозных гонений мари совершили массовое языческое моление в  роще у села Купран-Сола (Куприяново). Марийское язычество сейчас более аутентично, чем языческие культы других финно-угров России и всех других европейских народов в целом.

Марийская традиционная религия ( МТР) по-марийски называется  Марий Юмын йÿла.  Она с каждым годом привлекает к себе большее внимание не только марийцев и их финно-угорских соседей,  но и русских, чувствующих в себе зов финно-угорских предков. На молениях всё чаще можно встретить и славянских родноверов,  возрождающих славянскую часть общего русского наследия.  Сегодня, по данным официальной статистики, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены, и иногда посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах. Двоеверцы не делают различий между «русским» Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства, некоторые двоеверцы и по сей день приносят в церковь жертвенных гусей, которых жертвуют изображению «грозного бога с ружьем», то есть иконе святого Георгия Победоносца.

Есть среди мари и  религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке религиозному направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР  зарегистрирована официально как общественная организация. В регионах России существует около 100 религиозных общин МТР.  В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература. Не редко на моления приходят не только марийцы, но и русские, татары, чуваши. Как сказал в одном из интервью карт Альберт Рукавишников, возглавляющий общины Куженерского района Марий Эл: « К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы – он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание».


Дорога к роще начинается от деревни Большая Коклала

В течение всего года мари проводят несколько молений, среди которых главным считается Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш — завершающее годичный цикл религиозных обрядов. В этом году из Москвы на него отправился актив мерянского краеведческого общества «Metsa Kunnta».  Моление Тÿня Кумалтыш было проведено 7 ноября  в роще деревни Большая Коклала Сернурского района Республики Марий Эл. 


Над рощей поднимаются дымы ритуальных костров

Организация моления выглядит так:  рано утром  в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов местной общины. Карты выбирают Онапу — священные деревья, через которые молитвы людей будут услышаны Богами. В этом году жрецы выбрали пять таких Онапу – больших старых деревьев. Вблизи этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб.


Онапу

Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенных животных и принесенных верующими гусей, а также варится каша. Всю работу исполняют только мужчины. 


Общий вид рощи

Жители соседних деревень добираются до места действия пешком или на тракторах, горожане — на автомобилях. 

Пока варится жертвенное мясо, верующие общаются с картами, прося благословения или советуясь с ними. 

После начинается обряд моления. Его участники просят верховного бога МТР Ош Поро Кугу Юмо («Великий добрый белый бог») и других богов о благополучии народа, плодородии и урожайности полей и скота, успехах в делах и начинаниях. 

Пришедшие на моление люди обламывают молодой ельник. Во время молитвы надо вставать на колени, а в почти зимних условиях лучше подложить под колени лапник. 

Народ группируется около помостов с приношениями, с началом богослужения люди опускаются на колени.  Карты выходят вперед, выполняя роль посредников между земным миром и небесным миром богов, они читают молитвы. Люди периодически кланяются, снимая с головы шапки. Примерно через 25 минут чтение молитв заканчивается, и верующие разбирают освященный хлеб и идут к кострам, где им наливают полные миски жирного бульона с кусками мяса. Чуть погодя раздаётся каша. Вся роща покрывается усевшимися на землю людьми. 

Оставшиеся в процессе готовки кости и внутренности животных и птиц, перья гусей отправляются  в огонь. Души жертвенных животных и птиц уходят на небеса, туда же устремляется дым от сжигаемой плоти – они воссоединяются на небе, где предстают перед богами.


Колода - улей. Пчеловодство в МТР считается богоугодным делом


Рядом с рощей находится мрачный еловый лес. По поверьям там находится одно из жилищ Керемета

Хотя в МТР нет четкой системы предписаний, как в христианстве, существуют моменты, регулирующие жизнь каждого верующего марийца — в их числе запреты на совершение плохих поступков, убийств, краж. «Нельзя также ругаться, плеваться, драться. Даже думать плохое нельзя и желать плохого нельзя, — подчеркнул в беседе один из картов, – в священную рощу надо приходить с чистой душой, за неделю до моления нельзя пить спиртные напитки, курить и сквернословить — и неделю после моления тоже».


Надпись на машине - Юмо арале - Помогай Бог!

Как поясняют карты, основной принцип жизни человека, заложенный в МТР, — это существование в гармонии с природой, а не господство над ней, как это провозглашается утверждённой на христианстве европейской цивилизацией. Жизнь язычника мари  заключается в умении соответствовать движению Космоса. Мир изначально совершенен, его не нужно переделывать. Также в марийской религии существует статус святых. Таким статусом обладает легендарный Курык Кугыза («Хранитель горы»), который в древние времена научил марийский народ всему необходимому для жизни и указал, как надо молиться богам. Статус святых  за особые заслуги могут получить и простые люди.

После моления, порядком замерзнув, мы устремились на машине в Йошкар-Олу. Никакого явного эффекта на физическом уровне от нахождения в роще мы не почувствовали, поскольку мы не марийцы и с детства не знакомы с Марий Юмын йÿла, но всё произошедшее оставило  в душе очень теплый, добрый отпечаток. Мне тогда подумалось: ещё каких-нибудь 300 лет назад в Костромской земле так же молились в рощах, проводя обряд  на ещё живом мерянском языке, мои родные прадеды и прабабки. Древняя вера народа мари соединяет нас, мерянских потомков, с поколениями наших Предков, и значит, у нас есть Будущее. Мари смогли пережить самые суровые испытания последних пятисот лет и сохранили свою культуру. И я уверен, их культура поможет нам, их соседям, вспомнить и осознать свои древние Корни.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2677 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика