![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1ec/voUTFB9cwcE.jpg)
Великий пейзажист Исаак Левитан оделил волжский городок Плес неувядаемой славой. Люди со всех концов России едут туда в первую очередь затем, чтобы полюбоваться знаменитыми пейзажами, посетить дом-музей художника и подняться на гору Левитана к деревянной церковке «над вечным покоем», запечатленной на одноименном полотне (церковка, правда, давно сгорела, а на ее место привезли другую, «похожую», но это мелочи).
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/222/WX_0tBEQXVU.jpg)
Поразительно, но крошечный Плес (население меньше 2000 человек!) может порадовать пытливых туристов и другими достопримечательностями. Маленький Музей древнерусской семьи можно смело рекомендовать как плесским дачникам, так и пассажирам круизных теплоходов, которые сходят на берег всего на несколько часов.
Сейчас частный музей в России – явление нередкое. Мало того, уже успели несколько приесться все эти бесконечные развлекательные собрания восковых фигур, «привидений и страшилок», интерактивных макетов. К счастью, музей, о котором здесь речь, не из их числа.
Его основатель и владелец – известный мерянист, плесский археолог Павел Николаевич Травкин, кандидат наук, автор многочисленных научных статей и книг. Но не спешите рисовать в воображении безмолвные залы и застекленные витрины, забитые «скучными» экспонатами.
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1bf/S-K-QX0ruB8.jpg)
Создателю музея удалось в интересной и наглядной форме представить результаты многолетних изысканий любознательным, но далеким от археологии людям.
Вам не придется рассматривать непонятные черепки и полуистлевшие древние кости. Вы попадете в совершенное конкретное место, реконструированное по итогам раскопок: усадьбу плесского ювелира, какой она была накануне ордынского нашествия 1238 года
(«Плес, – с гордостью поясняет Травкин, – на сегодняшний день может считаться самым хорошо сохранившимся провинциальным городом домонгольской Руси»).
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1da/ZsNTKvHZM7A.jpg)
Сразу хочу предупредить: вы увидите преимущественно копии древних вещей. Но не спешите разочаровываться. Такова концепция музея: в нем представлены не сами находки (все они по завершении археологического сезона сдаются на госхранение), а их реконструкции, чтобы посетители могли увидеть вещи такими, какими видели их когда-то наши финно-угорские предки, – целыми, пригодными к использованию, не испорченными временем.
В начале экскурсии вам продемонстрируют какой-то странный предмет, напоминающий ржавый гвоздь. Понять, что это не гвоздь, а древний инструмент ювелира, может только специалист. Но и дилетанту интересно посмотреть на то, как этот инструмент выглядел раньше, в начале своего существования, и выяснить, для чего он предназначался.
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1d1/K6CRQ0xY23o.jpg)
Осмотреть небольшой музей можно и самостоятельно, но, если вы действительно хотите совершить путешествие во времени, обязательно закажите экскурсию, которую проведет для вас сам хозяин собрания. Даже маленькие дети затаив дыхание слушают яркий захватывающий рассказ Павла Николаевича – не вызубренную речь экскурсовода, а словно свидетельство очевидца, который будто сам побывал в далеком XIII столетии!
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1e3/CsmLD5QDYTg.jpg)
Итак, что же представляла собой древняя усадьба мерянского ювелира? Это был небольшой компактный двор с несколькими навесами, а при нем – маленький дом. Да, именно так: дом при дворе, а не двор рядом с домом. Вся жизнь семьи того времени проходила во дворе. Мало приспособленный для проживания дом, уверяет Травкин, служил только для того, чтобы позволить обитателям усадьбы пережить зиму.
Двор поделен на несколько зон: детскую, женскую, мужскую. В реконструкции экспонатов, наполняющих эти зоны, – утвари, детских игрушек, одежды, ювелирных инструментов, снастей – принимали участие десятки людей. История создания предметного мира для этого музея не менее интересная тема, чем жизнь древнерусской (мерянской) семьи.
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/207/6VBgVldUzh8.jpg)
Взять, к примеру, обычную железную сковородку, представленную в женской зоне. Выясняется, что позволить себе такую могли лишь зажиточные дамы.
«Если ваш муж вас жалеет, – объясняет Травкин, – он не разрешит вам готовить на обычной глиняной сковородке и обязательно потратится на железную». Оказывается, со временем пористая керамика в больших количествах накапливает канцерогены, образующиеся при приготовлении пищи. Губительный чад отравляет женщину, сокращает ее дни. Конечно, древние не знали слова «канцерогены», но интуитивно догадывались, почему хозяйка «рано сгорела».
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1ad/uqDeFmvZC3M.jpg)
Особенную доверительность музею придает отсутствие заграждений, табличек, смотрителей. Элементы модного ныне «интерактива» приводят посетителей в восторг. В самом деле, кто откажется немного поработать сверлом древнего ювелира или увидеть в действии древние игрушки (некоторые из них, кстати, в ходу у детей и в наше время)!
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1c8/qjDJdoD7wus.jpg)
Много внимания уделяет в своем рассказе Травкин духовному миру древних плесян: представлениям о мире, символике изображений, значению различных традиций (недаром его диссертация называется «Сакральные представления населения малого города Волго-Клязьминского междуречья XII – начала XIII в.»).
Пересказать всю экскурсию в одной статье, конечно, нельзя. Однако главное, что надо отметить: это не просто познавательный рассказ о древнем быте. Травкин ненавязчиво формирует у своих гостей целостное представление о мире предков – полном тягот и опасностей, но по-своему гармоничном.
И посетителями овладевает ошеломляющая мысль: напрасно мы считаем своих мерянских прародителей отсталыми, дремучими и дикими! Эти люди многое знали и умели, в их непростой жизни было много светлых моментов. Они подчинялись не только инстинктам выживания и самосохранения. В их сознании, утверждает Травкин, существовала ясная, разумная картина мира.
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/210/vcIiUu6bG28.jpg)
Напоследок надо добавить, что найти Музей древнерусской семьи не так-то просто, хотя расположен он в центре города, под Соборной горой (точнее, на улице Спуск Горы Свободы).
Даже навигатор сбивается и указывает не совсем верное направление. Но если вы проявите упорство и потратите на поиск несколько лишних минут, то наверняка не пожалеете об увлекательном путешествии в домонгольскую эпоху.
Телефон: 8-906-514-43-45
Адрес: Ивановская обл., г. Плес ул. Спуск Горы Свободы, 1a
е-mail: travkin-museum@mail.ru
![](https://pp.userapi.com/c633824/v633824570/1fe/VY-ynW0FRRo.jpg)
Автор: Анастасия Рудакова
Источник: spbvedomosti.ru
Фото: Андрей Малышев-Мерянин
|