Пятница, 26.04.2024, 16:43 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Март » 15 » Княжая Пустынь или Святая гора
14:42
Княжая Пустынь или Святая гора

Одно время стали было забывать о прекраснейшем из отдаленных уголков Кологривской земли - Княжой Пустыни. А ведь в далеком прошлом сюда стекались богомольцы со всего костромского Заволжья. Сейчас вновь растет интерес к этой уникальной историко-культурной и природной территории.

Чтобы попасть в ныне брошенное село Пустынь, надо пройти 7 километров от поселка Советский. На картах к нему ведет дорога от Воймаса, но на деле это разбитая лесовозная дорога затерянная в тайге, так что проще проехать через Георгиевское и Николу.


Река Княжая

В прошлом эти огромные глухие леса, входили в большую казенную дачу, где все рубки строго воспрещались. Сделано это было из-за святой пустыни - небольшого мужского монастыря, который основал уромский помещик Фома Данилович Цизарев.


Общий вид Княжей пустыни. Литография Г.А. Ладыженского

История такова: помещик, охотясь в лесах, набрел на икону Успения висевшую на большой липе. У него были больные ноги и помолившись иконе он вдруг почувствовал облегчение. А потом и вовсе выздоровел. Это кардинально изменило его жизнь.  Он стал мистиком, постригся в монахи под именем Изекиля и основал монастырь на месте явления Богородицы на липе. Именно тогда и была построена деревянная Успенская церковь, в которой стояла чудотворная икона, пока в 1774 году монастырь не закрыли, а икону не перенесли в Кологрив.


Современный вид деревянной Успенской церкви

По данным краеведа Д. Ф. Белокурова, взятым из материалов Патриаршего приказа: "в Княжой пустыни, на реке Княжой церковь существует более 300 лет, и она сооружена усердием Игнатия Фомича Цизарева (сына Фомы Даниловича)". Такая путаница в датах основания, возможно, произошла в связи с тем, что ранее подобная пустынь имелась ниже по течению реки Княжой.

Место это чем-то похоже на Красную Горку над Пинегой - простор, потрясающие виды на километры тайги на противоположном низменном берегу реки.

Как уже было сказано монастырь существовал недолго - уже в 1762 г, после смерти основателя, он был покинут братией и упразднен, а храм стал приходским. Но необычное место привлекало людей, и в 1842 г. рядом был построен второй храм - каменный. Он тоже получил название Успенского.


Каменная церковь. 1950-ые годы. Фото Н. М. Лебедева

В советское время их закрыли. Единственные сохранившиеся фотографии Княжей Пустыни у Н. М. Лебедева относятся к 1951 году. К тому времени обе церкви были приспособлены под различные социально-бытовые объекты. На снимках хорошо видно, что сняты все купола, тем более кресты, устроены четырехскатные крыши, имеется отопление. В это время здесь работал Пустынский лесоучасток. Зимой строилась ледяная дорога. Лес по ней возили битюги-тяжеловозы по трое саней. В здании кирпичной церкви были столовая, пекарня, магазин, а в деревянной показывали, кажется, кино.


Панорама Святой горы. 1950-ые годы. Фото Н. М. Лебедева

Панорама Святой горы, или как ее еще называют Романихи, примерно та же, что и сейчас. Но церкви уже не используются, разрушаются. Старые захоронения на кладбище тоже пропадают, утеряны надгробные плиты, памятники, но есть и современные, за которыми следят.


Современный вид кирпичной Успенской церкви

Сейчас в каменной церкви поддерживают порядок, прибрано, стоит стол с иконами. Но люди, как и их предки, не слишком вникают в тонкости христианства. Как и было встарь заведено: если это святое место, значит надо поднести приношение. В церкви, у креста, родников – повязаны ленточки, лежат деньги, конфеты, печенье. Люди чают пользы. И она бывает.

По дороге к Пустыни за деревьями слева были конюшни, и к ним уводило ответвление. Где-то между церквями была (еще в то время) знаменитая липовая аллея. Стволы лип были изгрызены богомольцами. По поверью их кора помогала от зубной боли. Теперь уже лип этих нет. Последняя рухнула где-то в 50-х годах прошлого века. Один обрубок липы сохранился в краеведческом музее Кологрива.


Деревня Пустынь. Современный вид.

В 1955 году, над рекой Княжей на высоком мысу, открылся Советский лесопункт и одноименный поселок лесозаготовителей. В 2010 году ему исполнилось 55 лет и он все еще существует. А деревня Пустынь давно приказала жить. Хотя в последнее время в части пригодных домов жили временно приезжие паломники и даже какой-то монах. По его инициативе с помощью лесопункта на Святому Ручью была устроена беседка-часовня, по типу которой такую же построили на Ефимовом ключе. Беседка к сожалению сгорела в 2010 г.

К ней ведет лестница. Она и окружающие деревья густо обвешаны ленточками, платками, салфетками, полотенцами. Такое же изобилие как и в других святых местах куда редко заглядывают священники. Впечатление, будто здесь ежедневно бывают сотни паломников, а между тем до этих источников надо умудриться добраться. 

Ручей огибает часовню слева. Справа от нее бьет один родник, немного ниже – еще один. По народным представлениям, один из них с живой водой, другой с мертвой. Действительно, вода у часовни гораздо вкусней.

Фотографии: Кокорин Д., Н. Смирнов

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4331 | Добавил: merjanyn | Теги: народное православие, сакрум, Кологрив, история, марийцы, меря, великороссы, финно-угры | Рейтинг: 5.0/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика