Понедельник, 19.08.2019, 20:30 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Апрель » 26 » Святыни Merjamaa. Круговорт душ и камни-следовики.
22:59
Святыни Merjamaa. Круговорт душ и камни-следовики.

Следовик-чашечник "Следочкин камень". Угличский район Ярославской области. Уже во второй половине двадцатого века территория вокруг валуна  заросла лесом. Но местные бабушки еще помнили об этом камне, и его почитании. Фото Алексея Бутусова

В мерянском и шире Верхне-Волжском ареале археологи и историки часто фиксируют камни-следовики, в которых они видят объекты древних культов. Различают камни с зооморфными и антропоморфными рисунками, с "тарелочными" углублениями, камни-крестовики (с крестами), камни-чашечники (с выемками в виде чашечки) и т.д. Исследователи по-разному объясняют назначение чашечек. Считается, что они служили для жертвоприношений, сбора дождевой воды в лечебных целях. Интерес представляет объяснение приношений камням, совершаемых в прошлом веке в Финляндии: жертвоприношения для умерших, подземных духов, духов-покровителей.


Чашечник "на Панах". Даниловский район Ярославской области. Немой свидетель мерян. Жаль его испортили пастухи - жгли в нем костры, вот он не выдержал и лопнул. А так он был всегда полон дождевой водой... Фото Алексея Красильникова

Связь камней с древнейшим финно-балтским пластом древностей не вызывает сомнений. Обрусевшие аборигены пронесли культ поклонения камням через века, а пришедшие на данные территории славяне впитали многие элементы культуры и мировоззрения финнов и балтов.

Не будет ошибкой привлечь материалы финской мифологии для объяснения назначения данных камней. Интерес в этом плане представляет финно-угорский миф о путях проникновения в страну мертвых: "В царство подземного бога можно попасть через маленькое отверстие. Там, где небо соединяется с землей, находится скала с отверстием, которая семь раз покрыта рыболовной и птицеловной сетью. Здесь сидят старик и старуха. Они караулят вход. Герой прилетает в виде птицы, попадает в железную сеть, крылья его ломаются, и он попадет в воду, превращаясь там в щуку. Только так, в образе рыбы, можно преодолеть препятствие и вступить в царство мертвых".

Таким образом, путь в страну мертвых лежит через скалу с маленьким отверстием, где находится вода. Всем этим требованиям отвечают множественные камени-чашечники с лунками, постоянно заполненной дождевой водой.

Лунка - выход в страну мертвых, куда уходят души людей после смерти. С царством мертвых соотносится образ птицы и рыбы, представленные на ряде камней.


Фото Алексея Бутусова

Скала в финской мифологии располагалась на севере. Души мертвых летели в том направлении. На северо-западе Восточной Европы скала должна была ассоциироваться с крупными валунами.

Представления о горе как месте обитания душ умерших имеет широкие исторические параллели, прослеживаемые с эпохи неолита. Это - священная родовая гора, куда "уходят" умершие. Это - потусторонний мир, царство мертвых. Скала - вода - рыбы - птицы, - все это связано с царством мертвых. Потому часто камни-чашечники располагаются у воды, озера, на болоте, у ключей и т.д.

Культ мертвых переплетался с культом живых. Этнографы зафиксировали связь камней с культом плодородия. Гора - плодоносящая утроба. Данный образ сохранился у многих современных народов Евразии.


Камень "Божий след". Большесельский район Ярославской области. Некогда у камня устивались гулянья и празднования. Фото Narkop

Гора - прародительница. И.Л.Кызласов по этому поводу пишет, что в представлении древних горы были производящими и воспроизводящими центрами древних коллективов. Души постоянно пребывали в священном родовом центре, выходя оттуда в виде новорожденных, оставаясь внутри конкретной общины. Гора являлась источником происхождения рода, центром, концентрирующим все биологические и экономические потенции, вместилищем душ предков.

Если с этих позиций посмотреть на камень-чашечник, то это не что иное, как гора, имеющая вход внутрь. Вход в пещеру матери-горы - одновременно и детородный орган. Сам камень - хранилище душ родового коллектива, на территории которого он находится. Происходил своеобразный   "круговорот душ" в обществе,   подмеченный И.Л.Кызласовым.

Использовано: "А погост Жабна пуст..." (М. 1994) Кандидат исторических наук. В.А.Буров.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4442 | Добавил: merja | Теги: камень чашечник, место силы, сакральные камни, синий камень, святой камень, камень следовик | Рейтинг: 5.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика будущее Унжа вятичи Залесье волга нея деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2578
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1099
Статистика
Яндекс.Метрика