Мерäн кундсе толама — Проход в мерянский край.
Этот текст начнёт серию свидетельств, серышмам, о моём вхождении в круг мери. В этом кругу я обращаюсь к разным силам-воймаклан, встречаемым на землях Мерäмаан. Учусь проводить обряды, где эти воймак, меря и другие люди могут знакомиться и общаться, меняться подарками, пожеланиями — да чем захотят-те. Про один из первых обрядов-тех можете тут почитать. Долгом своим чувствую заботу о маан шанаклан, жилах земли. Из них и растёт Усь Тун, кормимый Волгой-матерью, дочерьми её, ну и сёстрами.
А вы, те меря, что это будут читать — сами смогут обо мне посудить, да решить головой св
... Читать дальше »
Угадайте, где в Иванове в древности находился огромный город мертвых? Думаете это было где-то на окраине? А если я скажу, что две сотни курганов располагались на территории, на которой сейчас находится улица Батурина.
Сложно в это поверить, но тысячу лет назад огромное кладбище располагалось по эту сторону реки. А там, где сейчас Ивановский театральный комплекс располагалось поселение. К величайшему сожалению все его артефакты утеряны, поскольку молодое Советское государство в начале тридцатых годов разрушили на том месте главные городские храмы и без проведения адекватных археологических работ забабахали там театр.
Что же стало с могилами наших древних предков за рекой? Их веками дербанили, и в итоге в XIX веке раскопали 172 кургана и забрали оттуда вещи, соответствую
... Читать дальше »
Во владимирских землях, бывает, попадаются вот такого вот вида иконки. Богородица Одигитрия, все аккуратненько - на первый взгляд напоминает тельный образок XVII в., почему-то не пошедший в массовую серию у староверов. Если всмотреться, однако, ясно: вещь ранняя, XII-XIII вв. Это и по характерному оглавию, и по сплаву, и по иконографии, находящей параллели в местном простеньком литье XI-XII вв.
Но самое интересное тут - оформление рамки, подобного которому в современной ей древнерусской христианской металопластике вроде как больше и не встречается. Нехитрый, но выразительный орнамент, имитирующий плетеный из нитей жгутик. Он очень хорошо известен в регионе - но на на сильно иных вещах
Мерянские подвески с шумящими привесками, X - начало XII вв. Те же самые земли, Суздаль, Ростов, Владим
... Читать дальше »
Камень во дворе музея в с. Учма Это небольшой валун, т.н. «с желобом» светло-серого цвета. На боковой грани его имеются петроглифы. Изначально камень находился в лесу в Бабьей выгороде. Рядом раньше было, село Бабино Село древнее, упоминается в писцовых книгах нач. XVII в.
Камень вывезен в 2009 г. лесником и директором музея В.Г. Смирновым из молодого соснового леса. При вытрелёвывании леса, погрузчикам помешали два крупных камня. Рабочие их отодвинули в сторону на просеку, где внимание на один из них обратил местный лесник. Валун прямоугольной формы: длина камня – 144 см, ширина – 78 см, высота – 57 см. В боковом сечении имеет практически правильную треугольную форму. Порода камня – кварцит светло серого, почти белого цвета. Платформа-основание камня плоская со сл
... Читать дальше »
10 марта 2023 года рядом телеграмм каналов были распространены ссылки на интервью «Второе пришествие меря: "Вы больше не можете признавать нас мёртвым народом"» некоего «мерянского активиста», данное им порталу «Idel Реалии».* В нём он, от лица всех мерянистов, названных им «основным костяком меря», пытается связать мерянское движение с экстремистскими и чуждыми для нас нарративами.
Редакция Merjamaa.ru заявляет, что не имеет ни какого отношения к этому интервью и этому «активисту». У нас интеллигентное культурное сообщество, а не шайка скинхедов. Ни наша редакция, ни другие всем известные мерянские медиа ресурсы, такие как ТГ каналы: «Меряния. Merjamaa», «Мерянская кухня», «Мерянская
... Читать дальше »
На Масляницу (по-вепсски Maidnedal’ [майднедаль] – буквально ‘молочная неделя’) катались с горок на санках. Конечно, cкатывались и с Масляной горы в прионежском селе Вехручей (Республика Карелия). По-вепсски она называется Voimägi [Воймяги], от voi ‘масло’ и mägi ‘гора’. Однако, вопреки местному топонимическому преданию, свое название гора получила совсем нет от Масляницы.
Вопрос происхождения названия проясняется, если обратиться к следующим топонимам с основой Масл-:
Саминская деревня «Масляноя Гора» (1583 г.), позднее известная как Пига
... Читать дальше »
...В соседних сонмах и племенах, вовлечённых в игру-с-Кометой, её называют Громница, возвещающая молниеносные обновления, бодхисаттва Харита Тара, Бригитта-в-Зелёном, Барбелит. Мы зовём её Ки-войм Шордо, каменный ангел, несущий образ зверя-посредника. Мы смотрим на свод Юмбалта и слышим, как Ки-войм говорит: Серыша Масын йонат па Мас Серыше йоныт.
Для мери чулчуж Ки-войм возвещает Усь Тун и возвращение Шордо на небо — после того, как веками его подменял резвый Имле, сводя воедино Солнце, Звёзды и Знание. Мы слышим, как Ки-войм калäка: многие миры снова будут связаны моим Дыханием-Лил.
«Прощное место», Тугова гора, Шулык-Корок. Камаян-кам находит этих людей по наитию в канун Нового Года и встречает с ними полночь. План пойти на Тугову гору звучит ещö тогда — наводку на место дал Анди.
Для камаян-кама эти люди — маленький спонтанный городской кунд. Для них камаян-кам — залётный чудной с сумками всячин. Кто они? Одна из них — сохранительница Тимер-маа, поэт местного космоса, она держит под кроватью связки слов-вещей: корни, лу, травы, ветви, толгак и многое иное. Из её запасов утром-волгаж формируются дары для Яран Бол-Ава — подношения на зеркале.
... Читать дальше »
В последние годы периодически разгораются дискуссии об укрупнении регионов, вот недавно, в 2021 году, снова обсуждали проект слияния областей предложенный Маратом Хуснуллиным. Об этом на страницах ярославского портала «Город» рассуждал башкирский политолог Арсен Шаяхметов. По его мнению, наиболее реалистичный сценарий такого укрупнения – создание агломерации внутри ЦФ
... Читать дальше »
Сегодня мы представляем вам документальный фильм - "За северным ветром - Народ водоплавающей птицы / Veelinnu rahvas (1972)", снятый известным писателем, путешественником, а позже первым президентом вновь независимой Эстонии Леннартом Мери. Невозможно не признать писательский талант Леннарта Мери и его яркие научные достижения в области этнографии и культурологии финно-угорского этноса.
Мери проводил многолетние исследования истории и родства различных народностей этноса, его традиций, обычаев. верований, а также отображений этого мощного пласта культуры в художественных дисциплинах - в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. ... Читать дальше »