Языческое стихотворение «Роща» основоположника марийской литературы Сергея Чавайна было переведено на мерянский язык. О Сергее Чавайне, его поэзии и практике возрождения мерянского языка рассказывает художник-этнофутурист Андрей Мерянин:
Почему ты выбрал именно этот стих и этого автора?
Для начала немного биографии. Сергей Григорьевич Чавайн — родоначальник и классик марийской художественной литературы, писатель и публицист, переводчик, педагога-просветителя марийского народа к которому я по одной из родовых линий отношусь. Мамин род происходит с Вятки, они носили
... Читать дальше »
Представляем вашему вниманию короткометражный документальный фильм снятый Глебом Михайловичем Александровым в рамках проекта «Росэкспедиция». Этот фильм посвящен истории племенного центра летописного племени меря — Сарского городища, которое в ранних русских летописях известно как Ростов. Летописный предок современного Ростова был уничтожен в 1930 году в результате карьерных разработок.
Сарское городище наиболее известно в качестве укреплённого поселения, существовавшего в VII — начале XI веков на территории современного Ростовского района Ярославской области. Оно объединяло в себе военную, торговую и религиозные функции. Имело сложную
... Читать дальше »
Беседовали тут с литовским другом про «традицию». Возможна ли она в условиях фактического «обрыва»? Ведь «традиция» — это особые ритмы жизни, паттерны поведения в определенном социуме, в случае, когда мы говорим про язычество в — территориально-родовом социуме. То «как деды и бабки делали». Тут не только сакральные религиозные праздники, но и аграрные, животноводческие, промысловые (экономические общественные практики в рамках «мира» и освоения «чужого пространства»), это особые язык, кухня, элементы быта, песни, сказки, искусство, философия. Все эти элементы взаимосвязаны меж собой, все проникнуты о
... Читать дальше »
Рек в Ростове-Великом нет, за исключением Пиги, окружающий кремлёвский вал и текущей из окрестностей кремля в озеро Неро и почти совершенно иссякшей. Впрочем, Пига не совсем речка. Это вернее сказать, канава, вырытая в то время, когда в 1632-1634 гг. «горододелец» Ян Корнилий ван Роденбург насыпали городской вал Ростова. Сейчас Пига почти заросла и более походит на болото, чем на реку.
О происхождении названия объекта доподлинно не известно, но, как пишет Т.Ю. Субботина в своей монографии «Планировка города в Ростове середины – второй половины XVIII века»: «Через всю территорию города с севера на юг от
... Читать дальше »
«Весна в тот год медлила повсюду. А здесь, на вологодском Севере даже и в конце апреля льды реки Юг только еще пропечатались на снегах. Так что ходили по реке из деревни в деревню пока безо всякой опаски. Свежий хлеб привозили из райцентра как обычно к обеду, но народ прибивался к магазину загодя, хоть в Байдарове, хоть в Кожаеве, что бы не спеша душу отвести в разговорах.
Поздняя весна озаботила людей, потому что не знали, как скот додержать до первой травы и потому что запоздалый сев всегда опасен при коротком северном лете. Может быть, посторонний человек, привыкший к благоустройству больших городов, не поймет тревог здешних ж
... Читать дальше »
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пение
... Читать дальше »
Нашел в сети старую статью ярославского историка и исследовательницы традиционных сакральных локусов Верхневолжья Светланы Чернецовой про мышкинские «камни-грибы». В ней, в частности, рассказывается про самый знаменитый и некогда почитаемый камень из окрестностей Мышкина с погоста Рудина Слободка. Этот интереснейший камень «грибной», т.е. фаллической формы, прекрасно сохранился до наших дней и в настоящий момент украшает собой одну из экспозиций «Народного музея» в Мышкине.
Это тщательно выполненное каменное изваяние. По форме больше всего напоминает гриб, но может интерпретироваться и как фаллос. Порода &ndash
... Читать дальше »
Читаю книгу нижегородского этнографа Николая Владимировича Морохина "Боги лесного Заволжья", вот занятный кусочек из воспоминаний об общении с академиком Орестом Борисовичем Ткаченко, первым реконструктором мерянского языка:
– Русские запомнили мерю живой, – говорит Орест Борисович, – даже сложили о ней сказки. В русских сказках есть очень странные герои-пошехонцы. Они всё делают не так, как полагается, не могут правильно понять тех, кто к ним приходит и о чём-то их просит.
Сюжетов сказок о пошехонцах найти в академическом указателе «Восточнославянская сказка» можно немало. Пошехонец ест блины, а засметаной то и дело с ложкой спускается в погреб. Пошехонец хочет траву, выросшую на крыше бани, скормить кор
... Читать дальше »
10 июля, в воскресенье, под самое пробуждение приснился очень яркий сон: стою в старой бабушкиной квартире, слева от хельги, вместо кресла на стене висит странное волнистое зеркало, медленно сползающее-стекающее на пол. Я подхожу к нему, обхватываю двумя руками с целью повесить его обратно на стену, и вдруг понимаю, что зеркало это моя мерянская бабушка, покойница. Обнял я ее крепче, зарыдал и проснулся. Меня всегда интересовала эта удивительная загадка феномена прихода мертвых во сны к живым. Что это, универсальные архетипы нашего подсознания помноженные на нашу память и думы о делах житейских, или реальное общение с миром мертвых которое возможно лишь во сне или трансе? Ответом, по
... Читать дальше »
А.М.: Проект Kirpiklass выпустил новый релиз «Колом-ава». Антон, перво-наперво поздравляю тебя с выходом нового сингла, между прочим первого мерянского мини-альбома на пространствах России. Мы все привыкли, что твое творчество связано в первую очередь с чудью и коми – народами. Расскажи, как появилась идея сделать именно мерянский материал?
А.К.: Ну, во-первых, это не только тропинка по которой ходят единицы, но и совершенно потрясающий культурный пласт. Мерянская культура практически прекратила своё существование, растворясь в общей великорусской, и тут мы ее в последний миг за шиворот с кра
... Читать дальше »